По Гегелю, искусство заканчивается на романтической стадии, когда содержание больше не может получить адекватную чувственно-эстетическую форму (является настолько сложным, что не передается эстетическими образами). После этого "объективный дух" должен перейти в сфере религии, а оттуда - в сферу философии, чистой мысли, то есть искусство, действительно, закончилось. Впрочем, современное искусство пытается справиться с этим диагнозом Гегеля нефигуративными средствами, которые для своего восприятия требуют не прямого эстетического восприятия, а сложных концептуальных, нередко – философских средств.
Кант является главным оппонентом утилитаризма (то есть философии "полезности") как этической доктрины, разработанной примерно в то же время, что и этика Канта, Иеремией Бентамом. Можно сказать, что "полезное", по Канту, - все, что подчиняется правилам гипотетического императива ("если вы хотите достичь того-то, поступайте то-то"). Этика же самого Канта - этика категорического императива - является не этикой полезности, а этикой благой воли. "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом", - этот формально-категорический императив обязателен, по Канту, для свободного разумного существа без всякой для него видимой пользы.