Для того, чтобы понять, почему появились компьютеные вирусы, необходимо понять, что они представляли из себя с момента их зарождения. Началось всё с появления самовоспроизводящихся структур, сначала механизмов а затем программ. Первым, кто предложил метод создание подобных систем был в 1951 году Джон фон Нейман. Наглядным примером самовоспроизводящийся структуры является небезызвестная игра «Жизнь» и всевозможные её модификации. На её основе была создана биокибернетическую модель, в которой существа двигались, питаясь ненулевыми словами. При поедании некоторого числа символов существо размножалось, причём дочерние механизмы могли мутировать. Если кибернетическое существо двигалось определённое время без питания, оно погибало. Таким образом первые «вирусные» программы были созданы исключительно в мирных целях и представляли из себя своего роды «игры с памятью». Потомков данных программ уже нельзя назвать вирусами в кавычках. Они представляли из себя программы нацеленные на поражение и вывод из строя определённых секторов памяти ПК. Таким к примеру был вирус Brain созданный в 1987 году для того, чтобы наказать фирмы в Пакистане местных пиратов, но вышел из под контроля и только в соединённых штатах заразил около 18 000 компьютеров. На данный момент написание вирусов превратилось в выгодный бизнес. Если вкратце, то пользуются классической схемой – пишут вирусы, чтобы продавать антивирусы.
Один из первых вирусов был придуман в одном университете, он работал в закрытой сети и просто выключал компьютер и копировал себя в следующий. В основном с целью интереса или эксперимента.