Вы будете немало удивлены, наверное, но дедовщина не является недавним изобретением. И это явление намного старше даже Советской власти.
Цитата из «Автобиографических записок» декабриста барона В.И. Штейнгеля (с.91)
Была еще одна особенность в нашем корпусе — это господство гардемаринов и особенно старших в камерах над кадетами. Первые употребляли последних в услугу, как сущих своих дворовых людей: я сам, бывши кадетом, подавал старшему умываться, снимал сапоги, чистил платье, перестилал постель и помыкался па посылках с записочками, иногда в зимнюю ночь босиком по галерее бежишь и не оглядываешься. Боже избави ослушаться! — прибьют до полусмерти. И все это, конечно, от призору наставников. Зато, какая радость, какое счастие, когда произведут, бывало, в гардемарины: тогда из крепостных становишься уже сам барином, и все повинуется!
Очень подробно о дедовщине написал князь В. Трубецкой в «Записках кирасира». Цитата из обширного текста:
Спали юнкера в общих дортуарах вместе - и старшие, и младшие. Бывало, если ночью старшему хотелось в уборную, он будил своего "зверя" и верхом на нём отправлялся за своей естественной нуждой. Это никого не удивляло и считалось вполне нормальным. Если старшему не спалось, он нередко будил младшего и развлекался, заставляя последнего рассказать похабный анекдот или же же говорил ему: "Молодой, пулей назовите имя моей любимой женщины" или "Молодой, пулей назовите полчок, в который я выйду корнетом".
По теме дедовщины А. Куприн написал повесть "На переломе".
Причём, дедовщина была не только у военных, но и в духовных учебных заведениях. Об этом можно прочитать в «Очерках бурсы» Н. Помяловского.
Как видим, дедовщина — довольно старое явление. Вероятно, оно является естественным (хотя и противоестественным с точки зрения гуманизма) явлением на определённом этапе развития социума.