Сегодня российско-американские отношения оказались в очень опасной точке развилки: либо у нас начнется медленное улучшение отношений, либо их, по крайней мере при президенте Трампе, не будет вообще.
Такой период в советско-американских отношениях уже был. Иногда его называют холодной войной, тогда не было контактов между лидерами и даже государственных визитов. Считалось, что для улучшения отношений весьма важно придать им толчок, например, на уровне государственной или неформальной встречи пригласить главу советского или российского государства в Вашингтон, а американского президента — в Кремль. Но начиная с визита Никсона, стороны придерживались точки зрения, что эти контакты не должны быть просто визитами вежливости: нужны какие-то подготовленные документы, повестка дня, то есть они должны стать продуктивными. Эта продуктивность была в 70-80-е годы, потом встречи стали более формальными, но все равно считалось, что они должны принести какие-то плоды.
Может быть, сегодня этой традиции последуют, но я не думаю, что были подготовлены документы и выдвинуты инициативы. Они были в 2017 году: сотрудничество в области терроризма, кибербезопасности, взаимопонимания, чтобы они носили документально подтвержденный характер. Если это будет ни к чему не обязывающая встреча, то это настораживает. Это может привести к тому, что встреча состоится, но никаких последующих шагов не будет. Это уже имело место в 2017 году, когда Путин встретился с Трампом в Гамбурге, и вроде были достигнуты договоренности по четырем векторам движения. Через месяц все закончилось принятием Конгрессом США «Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций». Такого сценария хотелось бы избежать. Но он полностью не исключен: даже если эта встреча состоится, то не исключено, что в отместку Конгресс США примет какие-нибудь дополнительные меры по санкционному ужесточению режима против России.
Сама идея этой встречи — пригласить в Белый дом — на данной стадии мне представляется несколько поспешной с точки зрения Трампа. Он иногда делает такие публичные жесты, может быть, в расчете на то, что российская сторона займет более двойственную позицию. Сейчас я вижу значительный элемент пиара и тенденцию сгладить негативное отношение, которое у определенной части американского общества складывается относительно России и США. Трамп в своем предвыборном обещании сказал, что улучшит эти отношения. Он в своих выступлениях, твитах постоянно подчеркивает, что выполняет это обещание. Историческое значение этой встречи состоит в том, что либо наши отношения при администрации Трампа будут окончательно разорваны, либо начнется встречное движение.