Изначально памятники Ленину устанавливались именно как памятники - монументы в честь или в память о руководителе государства. Однако очень быстро, уже к концу 1920-ых, они превратились в символ, маркер, метку территории: "здесь советская власть", "мы советский город". Примечательно, что отдельная государственная директива по установке памятников существовала лишь относительно столиц советских республик, в областных и районных центрах решение об установке памятника принимали местные советы. Разумеется, каждый стремился проявить лояльность, показать, что "мы с вами". Бюст Ленина был даже установлен на советской антарктической станции (он стоит там до сих пор, хотя сама станция не действует уже более 50 лет) - разумеется, речь здесь не шла ни о памяти, ни об особом уважении к Ленину со стороны полярников, это была всего лишь очередная метка - "и здесь были советские люди".
Такая роль ленинских памятников оказалась основой того, что демонтажи Ильичей после распада СССР оказались особенно массовыми именно там - в Прибалтике, Западной Украине, - где важным казалось не только формальное получение государственной независимости, но и символический отказ от старых символов.
В России в последние 20 лет памятники Ленину почти полностью утратили свою политическую составляющую, превратились в "символ символа". Для большинства стали просто декоративным элементом - стоит себе и стоит. Однако украинские события ситуацию несколько изменили. Если долгое время демонтаж или перенос памятника Ленину не воспринимался как что-то особенное (в 1990-ых - 2000-ых годах были перенесены памятники в Краснодаре, Калининграде, Ханты-Мансийске, Белгороде, Барнауле и др.), то сейчас министр культуры прямо говорит, что "памятники Ленину - часть нашей самоидентичности", их необходимо сохранить. Налицо попытка создания новых маркеров: "мы не они", "если они сносят, мы принципиально будем сохранять".
Автор ответа - редактор сайта о памятниках Ленину: leninstatues.ru
Наталья Поклонская, перелогиньтесь