Президент Турции написал письмо Владимиру Путину и поздравил его и россиян с прошедшим Днем России, в письме он говорит: желаю, чтобы отношения между Москвой и Анкарой вышли на "заслуженный уровень". Нужно рассматривать это письмо сквозь призму стратегии, которую приняла на вооружение Турецкая Республика после ситуации с нашим истребителем, а также ситуацией на границе Турции и Сирии. Мы видим неоднократные попытки турецкого руководства наладить отношения с Российской Федерацией, мы видим, что на уровне экспертного сообщества, простых граждан Турции и политической элиты, которую представляют собой Эрдоган и его команда, пришло понимание, что конфронтация с Российской Федерацией не выгодна Турции — Турция, фактически, осталась в одиночестве. У нее нет никаких союзников, и даже Соединенные Штаты с Европейским союзом показывают Эрдогану, что они не являются союзниками и не готовы поддерживать Турцию в продолжении конфронтации с Россией.
Все эти шаги турецкого руководства говорят о том, что для них стратегически необходимо восстановить провальные отношения с Российской Федерацией, но мне они кажутся бесперспективными. В первую очередь это связано с тем, что те условия, благодаря которым эти отношения могут быть восстановлены, уже были озвучены официальным Кремлем — пресс-секретарем президента — необходимо извиниться за истребитель, необходимо пояснить причины, по которым турецкое руководство совершило столь агрессивный шаг, и, естественно, оказать помощь семье погибшего пилота.
Но, на мой взгляд, ситуация с тех пор значительно усугубилась, потому что мы видим прямую вовлеченность Турции в события на территории Сирийской Арабской Республики. Мы видим то, как политическая элита Турции оказывает прямую поддержку повстанцам на территории Сирии, хотя это не повстанцы, а просто террористы или их пособники. Мы видим то, что Турция совершает различные незаконные манипуляции и сирийской нефтью, и то, что Турция по-прежнему пытается выдать хорошую мину при плохой игре.
При сохранении нынешнего политического руководства Турции на своих постах никакого улучшения отношений между Россией и Турцией не планируется — это моя точка зрения. Я считаю, что до тех пор, пока Эрдоган и его команда находятся у власти, а у власти они будут еще долго, могут быть какие-либо локальные потепления, но на стратегическом уровне партнерство России и Турции вернется еще не скоро. В первую очередь это связано с той политической верхушкой, которая сейчас находится у власти в Турции.
Мы все хорошо помним ситуацию в Нагорном Карабахе, когда благодаря молчаливому согласию или советам турецких генералов началось обострение и конфронтация в очень важном для Российской Федерации регионе. Видим там руку Турции, которая с помощью Азербайджана пыталась воспламенить регион.
Учитывая все перечисленные мною факторы, потепления между нашими странами возможно только на локальном уровне. Кремль многократно заявлял, что у нас нет никаких противоречий и разногласий с турецким народом, он является для нас дружественным, но наличие политической элиты в лице Эрдогана делает очень туманные перспективы построения нового стратегического партнерства.
Никакого троллинга нет, и если бы это был единичный случай, то его можно было бы воспринять как неуместную и очень не дипломатичную попытку уязвить наше государство и его руководство, но мы прекрасно помним и публичное заявление Эрдогана о том, что он хочет восстановить отношения с Россией, о том, что он не хочет продолжения конфронтации, и это письмо очень логично вписывается в эту стратегию попыток стабилизировать отношения.
Я не считаю это троллингом, я считаю это очередной попыткой, которую принимает руководство Турции для того, чтобы улучшить свое положение, потому что из-за всех этих событий Турция создала себе фон очень неблагоприятный. Это очередная попытка что-либо изменить, поэтому Турция и вынуждена искать диалог с Москвой.