Рай и ад существуют только у человека (внутри него), но не у Бога, так учит Церковь. Но не смотря на это, существуют они реально, как два противоположных образа бытия, которые человек сам для себя и выбирает по данной ему от Бога власти. Рай и ад буквально - это никак не два разных места, но Сам Бог является раем для святых праведников и адом для нераскаянных грешников.
Прп. Исаак Сирин говорит, что рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами, так же он говорит рассуждая и об аде, что ад – это бич божественной любви: "Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви..." Таким образом, ад – это мучение от воздействия любви Божией, когда человек отрицает Эту любовь и идет против нее, поэтому грешники даже в аду не лишаются любви Божией.
Это подобно как сахар: для здорового человека он сладок, питателен и приятен, а для больного диабетом он причиняет боль, страдания и может вызвать даже смерть; подобно и Бог для душ очищенных и излеченных от греха покаянием есть неизреченное блаженство, а для душ больных, нераскаянных и грешных Он (Его любовь) причиняет боль и страдания.
Что же касается дьявола, то он не имеет сам по себе власти погубить человеческую душу как и написано: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10,28) Только Бог имеет власть спасти и погубить, как и в другом месте написано: "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит" (1 Цар. 2,6). Дьявол же может лишь склонять человека ко греху, если конечно человек отдаст себя ему в послушание, и тогда над грешником свершается возмездие, установленное Богом и Его Законом: Ибо возмездие за грех — смерть... (Рим. 6,23). Таким образом, дьявол как бы ввергает человека, его голову под меч Божественного правосудия и тем самым убивает его, как это было с Адамом, потому что он (дьявол) был человекоубийца от начала (Ин. 8,44). У дьявола нет власти над адом и смертью, она у Господа, как и написано: Я есмь Первый и Последний. И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти (Откр. 1,17). Бог же попускает попаданию человеческой души в ад, чтобы человек познал, кто он на самом деле без Бога, что слава его мимолетна и призрачна и померкла как цвет на траве, что нет спасения ему кроме чем только в Боге (Пс. 48,15).
Так же стоит отметить, что в аде нет деятельного покаяния, как и написано: "яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе" (Пс. 6,6); поэтому то Господь призывает молиться, чтобы раскаяние и познание своего погибельного состояния и необходимости обратиться к Господу произошло не в могиле, в которой пребывают в покое как в субботе и в которой как зимой невозможно принести никакого плода: "Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу" (Мф. 24,20) так же Господь объясняет, почему нужно молиться: "ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет" (Мф. 24,21) Таким образом, Бог в очередной раз предупреждает нас о тяжких мучениях, называя их здесь "великой скорбью" и просит нас, чтобы мы еще при жизни обратились к Нему и избежали бы всех тех будущих бедствий, о которых говорит Христос: "итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого" (Лк. 21,36).