Поэма Данте Алигьери, написанная на стыке Средневековья и эпохи Возрождения в Европе, в то время, когда на Руси свирепствовали татаро-монгольские орды, была весьма прогрессивной для своего времени, не утеряла актуальности и в наши дни. Эта разноплановая книга даёт богатую пищу для размышлений, часто приводя читателя к не совсем очевидным, но очень глубоким умозаключениям, не лежащим на поверхности.
В своей книге Данте не просто перечисляет человеческие пороки, но анализирует их и даёт им оценку, иногда заставляя читателя по-иному взглянуть на устоявшиеся в нашем сознании вещи. Например, когда главный герой находится у подножия Рая, он интересуется, почему монахини, похищенные из монастырей, не могут подняться до высшего уровня Рая. И Беатриче объясняет ему, что они тоже несут ответственность за случившееся, потому что недостаточно сопротивлялись. То есть то, что бесспорно являлось добродетелью, Данте объявляет чуть ли не грехом! Это была достаточно передовая мысль для того времени, когда кротость считалась несомненным достоинством. Думаю, и сейчас эта идея непокорности судьбе и необходимости бороться с несправедливостью способна вызвать оживлённую дискуссию. Как часто мы уже в наше время жалуемся на судьбу и её несправедливость, тогда как многое зависит только от нас.
В "Божественной комедии" Данте освятил вечные общечеловеческие проблемы, актуальные и для нашего времени, и, как в любом серьёзном литературном произведении, здесь можно найти собственные ответы на волнующие нас вопросы, подсказанные безусловно гениальным автором, чья поэма стала поистине бессмертной.