Вопреки всем маркетинговым обещаниям,
ни за 7, ни за 30, ни за 60 дней выучить иностранный язык не получится.
Международные исследования так оценивают развитие языковых навыков в часах направляемого изучения (занятия с преподавателем + самостоятельная работа):
А1 — 90-100 часов
А2 — 180-200 часов
В1 — 350-400 часов
В2 — 500-600 часов
С1 — 700-800 часов
С2 — 1000-1200 часов
Так, имея базовый «школьный» уровень (А1+), за полтора года регулярных занятий по 8 часов в неделю (например, 3 часовых урока с преподавателем + 5 часов самостоятельного изучения) можно стать «уверенным пользователем» с уровнем В1 (Intermediate).
На первый взгляд кажется, что те же 600 часов можно пройти и за год, и за полгода — достаточно заниматься не по 8, а по 20 часов в неделю. Однако такие истории успеха — большая редкость. И дело не только в том, что не все могут выделять так много времени на занятия.
Основная причина — особенности работы нашего мозга.
Особенности работы нашего мозга
С точки зрения нейробиологии, освоение иностранного языка — сложнейший процесс. В результате него мы фактически выстраиваем новую, отдельную нейросеть, подобную той, что отвечает за родной язык, на овладением которым уходит несколько лет непрерывной практики в раннем детстве.
И, если на начальных уровнях мы опираемся на систему родного языка, по сути копируя соответствующие слова и конструкции в новую систему, то начиная с уровня В1 задача усложняется. Нам приходится выявлять закономерности новой системы и всё больше отрываться от привычных моделей. Это требует продолжительного погружения в язык, накопления и осмысления лингвистического опыта.
Как невозможно стать опытным врачом за полгода, даже работая двойные смены без выходных и праздников, так и в совершенстве освоить язык не получится без регулярной и продолжительной практики.
Подводные камни прогресса
Он всегда будет нелинейным. То есть не стоит ожидать, что говорить и понимать мы будем лучше с каждым занятием. Хорошо исследованы (и абсолютно нормальны) периодические «плато» и даже «откаты». Как правило, это следствие скрытой работы нашего мозга по осмыслению новой информации. Важно не ругать себя в такие моменты и просто продолжать заниматься, и тогда новый скачок не заставит себя долго ждать.
Изучение новой лексики и грамматики циклично: изученное будет забываться и вспоминаться, понятное может снова вызвать сомнения. Именно поэтому важная роль в обучении всегда отводится повторению. Без него нет долгосрочного прогресса.
Как помочь себе?
- Честно ответить на вопрос: правда ли мне нужен английский? Если да, то дальше важно определиться с целями. Некоторые из них потребуют значительно меньше времени (например, минимум фраз для общения в туристических поездках можно освоить за 1-2 месяца).
- Настроиться на длительную работу, как будто приобретаешь абонемент в фитнес-зал.
- Распланировать щадящую нагрузку, отдавая приоритет частоте и регулярности, а не единичным рывкам и подвигам.
- Наметить промежуточные цели и контрольные точки. Это поможет поддерживать мотивацию.
- Не ждать от себя новых рекордов на каждом занятии.
- Запастись терпением.