За всех не скажу - отвечу за себя:
Ельцина не люблю за нежелание создать новую легитимность посредством внеочередных президентских и парламентских выборов сразу после распада СССР. Как следствие, в России не состоялась обычная процедура демократизации: учредительные выборы - выборы разочарования - выборы подтверждения демократизации.
Россия влезла в двухлетний период конституционного кризиса, когда исполнительная и законодательная власть противостояли. Осенью 1993 года именно Ельцин дал старт событиям, которые вылились в мрачный кровавый октябрь в Москве. Выборы 12 декабря 1993 года как бы должны были считаться учредительными, но сразу оказались выборами разочарования: очень много антиельцинских сил прошло в тот момент в новую Думу.
Именно нежелание как-то поделиться властью в те главные для современной России 1991-1993 годы привели нас к тому, что мы даже не попытались пройти нормальный путь по демократизации, что случилось в большинстве стран Восточной Европы после краха СССР. Можно было бы взвалить всю эту вину на его команду, но все-таки ее он подбирал себе сам.
А вот если не любить, то уважать Ельцина можно за природное политическое чутье и умение даже не выбирать, а самому создавать себе союзников.
Да, что-то в ноябре на пленуме ЦК КПСС в 1987 года случилось. До сих пор на самом деле не очень ясно. Но вот начинается повальная демократизация в 1989 году, и Ельцин, хорошо знающий нравы номенклатуры, возглавляет ту ее часть, которая хочет демонтажа советской системы для собственного обогащения. Если надо быть для этого демократами, то, значит, станем.
Или тот же Верховный Совет Ельцин решился разгонять, будучи уверенным, что верхи силовых ведомств и нарождавшегося крупного капитала, не встанут на сторону его врагов. За несколько месяцев приватизации к осени 1993-го у него уже появились самые преданные поклонники - люди, обязанные ему деньгами и отсутствием уголовного преследования за их приобретение.
Эти люди, настолько сильными союзниками оказались, что помогли выиграть ему выборы в 1996 году, не смотря на Чечню и обнищание населения. И осуществили в 1999-2000 годы операцию "Преемник", которая была параллельно связана с разгромом региональных политических элит. Именно на этих людях держится и нынешний режим. И в этом смысле он не меньше ельцинский, чем путинский.
Ну, и еще Ельцина любят за харизму, умение быть тараном, оставаясь лидером, а не марионеткой, небоязнь брать огонь на себя, и, конечно, за то реальное невнимание государства к жизни граждан, которое было в 1990-е. Для кого-то оно вспоминается со знаком минус, а кто-то, уверен, убежден, что так свободны жители России не были вообще никогда. Пусть, это и не совсем та свобода, о которой говорится в современных политических дебатах. Скорее, это никомуненужность, но при историческом авторитаризме и тотальности российского государства, и такая свобода - великое благо.
Вброс на троечку
<p class="">Конкретику давайте.</p>