Если вы Иисус, сын божий. То да, всем. Всех накормить, одеть, выдать прощение без покаяния, искупить грехи общечеловеческие, отнять религию у богоизбранного народа и раздать всем на счастье.
Есть люди, которым мы обязаны помогать в силу возраста, состояния, обязательств. Например, дети до совершеннолетия. Подопечные, на которых оформлено опекунство, то есть установлена способность опекуна оказывать помощь. Причём не «делать за них», а делать с ними, сохраняя уважение к правам и потребностям. Причём, не ожидая благодарности. Без рэкетных эмоций, манипуляций и желания извлечь чувство вины, стыда, долга, неисполненных обязательств, неполноценности, несостоятельности.
Если человек не является подопечным, усыновлённым или нет профессиональных «помогательских» обязанностей (соц.работник, врач, психолог), то помогать можно без запроса и обмена в экстренных случаях, когда человек объективно уязвим. Например, даже если чужой незнакомый ребенок пытается вывалиться из окна, выскочить на проезжую часть, можно его притормозить. Или незнакомый взрослый теряет сознание с риском упасть на ж/д пути.
В остальных случаях надо «внимательно посмотреть» на мотивацию «помогальщика».
«Благими намерениями дорога в ад устлана», не важно, в каких делах вы помогаете - в «добрых» или «злых». Особенно если вы без ведома и согласия человека любите без него решать, что для него хорошо, а что плохо. Особенно если при этом любите морализаторствовать на темы добра, зла и справедливости.
Помощь человеку автоматически означает неспособность принимающей стороны решить задачу, выполнить действие самостоятельно. Чрезмерно помогающие родители, решающие за детей, что тем хорошо, могут вырастить инфантильных, зависимых, непродуктивных «паразитов». Опекающие женушки могут символически кастрировать, лишить мужа трудоспособности в постели или вообще.
Помощь сама по себе не является «добрым делом», если не оговорена, мотивирована, адекватна. Кроме того, помощь предполагает обмен. Взаимовыгодное сотрудничество. «Я пою, он танцует, вместе мы - команда, организовали проект». Равный вклад в общее дело. Если дело не общее, и один всегда «фигура», а второй всегда «фон», то это уже отношения «доминирования-подчинения». Могут быть созависимыми, деструктивными, садо-мазохистическими. Это не про помощь, а про слияние, недружественное поглощение, маскированную агрессию.
Вопрос человеку, который «помогает доброделу»: а зачем он «упал на хвост» тому, кто «творит добро»? Хочет выглядеть хорошим? А чего тогда свои добрые дела не делает, а лезет в чужие?
Тема помощи идёт «рука об руку» с темами предательства, несправедливости, обмана, подлога, насилия, медвежьих услуг, убегания от вины, стыда, утраты. Например, в гуманитарные миссии типа «врачи без границ» часто попадают те, кто не смог адаптироваться в мирной жизни. Такой человек искупает вину или проигрывает зависимость от чужих болезней, болей, мучений. «Благотворительные» организации - вообще «притча во языцех». Область «большого криминала». Некоторые из них используют как каналы оборота наркотиков, оружия, рабов. Некоторые служат для отмывания криминальных денег, ухода от налогов, предвыборной рекламы.
В случаях «реальной благотворительности» вопрос помощи всё равно спорный. Ну построили пару школ в африканской глубинке. И куда эти образованные дети пойдут работать? Все равно в бордели? Ну оплатили дорогущую бессмысленную операцию ребёнку матери с делегированным Мюнхгаузеном. Она же всё равно ребёнка до смерти доведёт. Безответственная благотворительность - это «поощрение зла», попытка откупиться, не вникая в суть проблемы.
Так ведут себя родители, которые «в упор не видят детей, компенсируют невнимание подарками». Последствия плачевные.
- Помощь должна быть востребованной и запрошенной (кроме экстренных ситуаций).
- Помощь должна содержать цели, задачи, результат. Посредством помощи должны произойти изменения. Дать денег нищему - не помощь, а пособничество преступным группировкам, которые «крышуют попрошаек».
- Обмен, благодарность, возврат (их отсутствие) должны быть оговорены.
Если люди не договорились об объёмах взаимной помощи, распределении ролей и обязательств, они могут руководствоваться идеями «бескорыстной помощи», или наоборот, «он обязан мне помочь в ответ». Недоговорённости во взаимных ожиданиях и притязаниях ведут к обидам, конфликтам, мести и прочим неприятным вещам.