Я когда ездил по работе в Германию на одну научно-исследовательскую фирму, заметил, что там довольно слаженный и эффективный коллектив состоит из довольно разных по образованию людей, среди которых есть PhD, люди с высшим химическим образованием, технологи-бакалавры, просто какие-то молодые лаборанты, чувак, которого мы называли handy, который занимался техническими вопросами типа поиска гаек для соединений или каких-нибудь резаков.
В научной работе есть много разных задач, какие-то более рутинные, какие-то требуют больше опыта или смекалки, а для чего-то не обойтись без ученой степени. Если говорить о химии, то довольно часто бывают люди, которые хорошо работают руками, точно и аккуратно ставят синтезы, хорошо интуитивно понимают процессы, но не обладают энциклопедическими знаниями. Есть люди, которые хорошо умеют писать статьи или делать презентации. В общем, есть много способов внести какой-то свой вклад в научную работу.
Но, конечно, все упирается в деньги и мотивацию в плане выбора работы, у студента или аспиранта больше потенциальных бонусов, чем у кого-то, кто решил поработать лаборантом. Если бы у институтов и лабораторий было больше денег и удобных механизмов брать людей на разные работы, тогда это бы практиковалось.
Примеры Якова Борисовича Зельдовича и Израиля Моисеевича Гельфанда, ставших академиками и авторами множества работ без дипломов о высшем образовании, позволяют ответить утвердительно.