В 1990-е-начале 2000-х годов все без исключения популярные российские телеканалы имели большое число детских и юношеских программ, среди которых Башня, Лукоморье, До 16 и старше, Царь горы, АБВГДейка, Звёздный час, Полундра, Зов джунглей и другие. Нынешнее поколение российской молодёжи, которые в конце 90-х-начале 2000-х учились ещё в начальных классах, как раз росло именно на них. Однако в это же время доля детских передач значительно уменьшилась и
оказалась в несколько раз ниже, чем в развитых странах. В свою очередь, это вызвало
беспокойство высшего руководства страны, включая президента России Владимира Путина, поскольку на детей уже оказывалось негативное влияние телевизора из-за большого числа триллеров и боевиков, которые из-за нехватки денег заняли существовавшие ниши.
Экономический бум 2000-х годов в детском вещании на федеральных каналах оказал минимальное действие - наоборот, с ростом платёжеспособности населения значительно выросла аудитория кабельного и спутникового ТВ, среди которых начали появляться новые детские телеканалы. Как результат - к концу десятилетия доля детского вещания на центральных телеканалах осталось минимум и лишь на СТС и ТНТ она была намного выше, что было связано с их изначальной целевой аудиторией от 6 до 54 лет. Однако в 2010-2011 годах начали вещание телеканалы Карусель и Disney, первый из которых входит в состав первого мультиплекса.
Международный финансовый кризис 2008-2009 годов, также значительно затронувший Россию и снизивший рекламные доходы телекомпаний, вполне возможно уменьшил их интерес в закупках и производствах программ для детей и юношества. Как результат, в 2014 году Дисней-клуб покинул эфир Первого канала, а ещё через 5 лет с него были выведены последние детские программы, кроме викторины Умницы и умники, выходящая каждое субботнее утро.