В новостях то и дело мелькает: жертве звонят якобы из банка, сообщают, что на неё оформляют кредит, в связи с этим ей надо снять все деньги и перенести их на резервный счёт, а также взять собственно кредит и также перевести на "резервный счёт". Только после отправки денег жертва понимает: её кинули.
Мошенники маскируют номер и звонят как бы реально от имени банка. Схема одна и та же и работает уже много месяцев.
За 2020-й год жители моего региона отдали банковским мошенникам около 90 миллионов рублей. Это по самым скромным подсчётам, основываясь на сводках МВД. А сколько ещё случаев не попали в сводки?
Так вот вопрос: есть ли вообще хоть какие-то шансы положить конец такой схеме, найти и закрыть мошенников? Может ли полиция, с учётом современных технических средств, выйти на след?
Найти мошенников, конечно же, можно, только в современных реалиях никто этим заниматься не станет — есть (или нет?) дела поважнее.
Пользователь сам переводит свои деньги на чужой счёт/берёт кредит — у многих банков один ответ на такое: всё было совершено добровольно, пишите заявление в полицию. Там эти заявления рассматриваются месяцами — думаю, и так известно — потом про них никто и не вспоминает.
Схем для мошенничества — сотни. Прикроешь одну — придумают другую. По-хорошему, определить могут и подменный звонок, и местоположение преступника.
Недавно мы в Mash писали про случай, когда пенсионерка пришла в банк закрывать вклад и выводить сбережения — всё это время мошенник был на проводе и диктовал ей, что делать. Потерю удалось предотвратить за счёт бдительности сотрудника банка. В таком случае, когда человек сам диктует свои данные не пойми кому (или даже пойми кому, ведь жулики порой пользуются подменой номеров), виновата недостаточная финансовая грамотность населения — наивные будут всегда, и на них всегда будут зарабатывать.
Часто сейчас происходят случаи, когда у пользователей «Сбербанка» списывают деньги за чужие покупки. Кто-то где-то при оплате вводит номер твоей карты, ошибочный CVC, но деньги всё равно списывают (???), банк же при этом возвращать украденное вовсе не спешит — только в этом году жертвами таких махинаций стали двое моих знакомых.
Ну и старая как мир схема — оплачиваешь товар или услугу заранее, а получаешь ничего и кучу проблем. Буквально на днях помогала человеку составить заявление в полицию насчёт покупки на 15 тысяч с пропавшим продавцом. К счастью, мошенник тоже оказался лохом и дал для оплаты собственные реквизиты. Дальше по ОГРН не составило труда найти его имя, затем фотки на сайтах, где он давно уже не появляется, близких знакомых, телефон его бывшей конторы — и вот уже бывшая девушка диктует актуальный номер мошенника, а номер-то как раз привязан к «Сбербанку». В полиции удивились — предложили прийти к ним работать, по словам, кадров не хватает, мотивации работать тоже. Вот и весь ответ: можно всё, но для можно нужно ещё и желание, которого пока у правоохранительных органов недостаточно.