Реорганизация Российской Федерации в национальные государства а-ля Чеченская республика, Татарстан и так далее — это маловероятный сценарий, но и бояться его не надо. Русские являются до сих пор государствообразующим народом и преобладают в большинстве федеральных субъектах.
Главную роль в нынешней политической системе РФ играют образовывающиеся региональные политические мини-системы, существующие благодаря политико-экономическим монополиям, которые замкнуты на фигуры глав регионов и связанных с ними представителей бизнеса. Данные регионы служат своеобразным фундаментом для общероссийского режима, которые стабильно и верно должны исполнять две основные функции:
1. Делать всё возможное, чтобы федеральный центр сохранял недавно законченную консолидацию власти и голоса избирателей.
2. Обеспечивать перераспределение рентных потоков в нужных направлениях.
Мощным основанием для регионов покинуть состав России может послужить приближающийся экономический кризис в сочетании со структурными проблемами нашей социал-экономической модели, который способен ударить по России довольно-таки больно. Но ключевое отличие нынешней России от СССР заключается в стабильной макроэкономической политики: ЗВР растут, безработица низкая, инфляция низкая из-за стагнации экономики, гос.долг на низком уровне, крупный бизнес процветает за счёт сложившегося государственного капитализма, поэтому на сей раз у регионов не получится шантажировать федеральный центр, чем они успешно занимались в 90-ых. Если коммунисты отдали власть из-за пустых ЗВР, то современная российская власть подобной ошибки не допустит.
С другой стороны, нельзя забывать про то, что в России попросту нет единой национальной политики. Любое современное развитое государство — национальное, тогда как Россия — многонациональное государство, над чем, кстати говоря, смеются многие политологи на Западе. Поэтому вероятность выхода тех субъектов, где русские не преобладают, растет ежегодно из-за отсутствия единой национальной политики, которая отчасти ещё и тормозит экономическое развитие в стране, но про это как-то в другой раз.
Понятно, что спектр возможных вариантов тут достаточно широк, и делать прогнозы как в целом, так и по конкретным случаям — задача заведомо нерешаемая. Но в целом риски территориального распада, подобного тому, что пережил СССР в 1991 году, для большинства регионов России объективно малы, так как русские, повторюсь, преобладают в большинстве регионов, а также не стоит забывать про роль Москвы в экономиках регионов, для которых Москва является источником денег, ну и напоминаю про то, что все системообразующие компании России сидят именно в Москве, платя налоги опять же в столице, что только увеличивает зависимость регионов от Кремля. А вот факт того, что укоренившиеся политико-экономические монополии в регионах являются преградой для либерализации политической системы и экономического развития страны, уже понятен системным либералам и элите, а со временем станет понятным для всех.
Это абсурд. Нормально Россия может существовать только как единое государство. К тому же русскими в России считаются все граждане России Никаких других вариантов просто нет.