Вы, Михал Васильич, под "старыми", по-видимому, имеете в виду людей, живших при "старом" советском жизненном укладе (modus vivendi по-научному), который вы обозначаете, как "раньше". Если это так, судите сами.
Окончив школу, средний советский молодой человек, если хватало полученных в школе знаний, поступал в вуз (высшее учебное заведение) и пять лет учился и жил на стипендию в среднем от 28 до 35 рублей (круглые отличники 50 - это половина зарплаты преподавателя, работавшего ассистентом первые пять лет). Жил он всё время обучения в общежитии, деля комнату с 2-3 товарищами и платя за него, по-моему, рубль в месяц. Закончив к 22-23 годам вуз, молодой специалист приступал к работе; преподаватель в должности ассистента с зарплатой в среднем 100 рублей, через пять лет - 105, ещё через пять - 125. И всё, если он не повышал квалификацию через аспирантуру и не вырастал в кандидаты, а может быть и выше. Учёные степени и звания благоприятнейшим образом отражались на заработке. Но при заработке в 100 - 125 р. мечтать, скажем, о собственном автомобиле стоимостью 5 - 10 тыс. руб., - сами понимаете... И квартирный вопрос. Вступить в квартирный кооператив было нелегко для всех желающих (очередь!), хоть и не очень дорого, купить или унаследовать квартиру в собственность - юридически невозможно.
Однако если молодой специалист с дипломом инженера уезжал по распределению из столицы на периферию, в какой-нибудь промышленный центр в Сибири или на Дальнем Востоке, становясь чуть не с университетской скамьи главным инженером или даже директором пусть небольшого, но завода, то тут он получал всё: и зарплату, и квартиру, и машину (иногда даже служебную), и авторитет, и власть над коллективом, то есть ощущение собственной состоятельности.
Молодые же люди, предпочитавшие (многие по собственному сознательному выбору) физический труд - работу, так сказать, руками, в 20-21 год, отслужив в армии, вербовались по лимиту на стройки Москвы или Ленинграда (москвичи уже тогда предпочитали руки "грязной" работой не пачкать), чтобы, проработав на стройке 15 (пятнадцать) лет, получить в столице квартиру и прописку, попрощавшись с не напрасно растраченной молодостью, потому что (хочу вам напомнить) "раньше", в отличие от "теперь", тридцатилетнего назвать "молодым" никому (включая его самого) в голову не приходило: если ты ничего не успел до 30, значит, это случай задержанного развития. (В середине 80-х, например, в партийных организациях было распространено постановление: коммунистов после 40 лет на руководящие должности не выдвигать. Кремлёвских старцев это, разумеется, не касалось).
Теперь о "сейчас". Я сейчас работаю с молодыми людьми. Среди моих учеников в каждой группе три - пять получают от родителей или даже сами покупают машину уже на 3 курсе, снимают отдельные квартиры. Молодая семья покупает хорошую квартиру в рассрочку уже в самом начале совместной жизни. Муж может подарить жене к 30-летию иномарку, то есть вторую машину в одной семье. Женщины очень часто имеют возможность не работать. По два-три раза в год в отпуск всей семьёй ездят за границу.
Если кто-то считает, что это плохо, то у него просто что-то не в порядке с психикой.
Но удивительно, что в этих условиях многие из 40-летних мужчин откладывают создание семьи на неопределённое время, именно потому, что считают себя "ещё молодыми". Семьи распадаются так же легко, как создаются. И вот что ещё у меня вызывает, не знаю почему, смутное беспокойство. Несколько лет назад я на прощание спросил одного моего выпускника очень среднего экономического факультета уровня техникума: "Ну, Андрей, чем предполагаете заняться?" И он мне ответил (без малейшего вызова в тоне): "В.А., я хочу иметь хорошую машину и много денег в кармане. Больше ничего не хочу". Не знаю, почему, но мне показалось, что это не есть хорошо. Может быть, потому, что значительная часть моих товарищей, которые в 25 лет начали ассистентами в университетах, а к 30 защитили кандидатские диссертации, стали к 50 профессорами, вскоре после этого деканами, проректорами, ректорами солидных вузов (в которых когда-то учились), а два-три из них и вовсе членами-корреспондентами Академии наук...
Я рассказал вам, Михал Васильич, что знаю, а уж "что такое хорошо и что такое плохо", судите сами. Но очень интересно было бы узнать ваше собственное мнение на этот счёт. Удачи. В.К.