Нирвана — это не конструкт, а в каком-то смысле антиконструкт, так как она за рамками привычной логики. Нирвана и сансара — это одно и то же, но под разными углами зрения, или по другому ещё говорят — разные позиции мышления. В сансаре совокупности дхарм рассматриваются как личность, а в нирване не рассматриваются во взаимообусловленности, как элементы личности.
Представьте шахматную доску с фигурами. Есть люди, которым нравятся шахматы, они умеют в них играть. Знают причинно-следственные отношения внутри этой игры. У них есть свой шахматный юмор, шахматное творчество, шахматная иерархия мастеров, достижения, удовольствия от каких-то необычных партий. Вот это шахматная сансара. А когда маленький ребёнок смотрит на шахматы — для него это просто доска с фигурками. У него другая позиция мышления по отношению к шахматам — за рамками шахматных причинно-следственных связей. Вот это — шахматная нирвана. Доска и фигуры одни и те же, а мышление разное.
Будды и бодхисаттвы могут указать путь, но только сам человек может этим путём воспользоваться, если его ум окажется к этому готов. Когда указывают пальцем на луну, кто-то смотрит на палец, а кто-то на луну.