Когда смотрела фильм, я думала о десакрализации Сталина. Мне это казалось замечательным: любая десакрализация зла — это на пользу. Смех помогает очистить атмосферу вокруг такого страшного явления, как сталинизм. Но у людей из Минкульта и Общественного совета четкое ощущение, что английский режиссер поднял руку на святое. Это такое классовое, социальное чутье. Они испугались. До Общественного совета при Минкульте, до Юрия Полякова, Никиты Михалкова, Павла Пожигайло разоблачение культа личности еще не дошло. Они считают, что Сталин — великий полководец и, как говорится, удачливый менеджер. Они совершенно не готовы принять «Смерть Сталина», так как там очень злой юмор. Это режущая сатира, действительно оскорбляющая чувства тех, кто до сих пор его обожает и не готов признать, что он был злодеем. Они считают, что должны лишить страну возможности посмотреть фильм. Они ведут себя, как и та же тоталитарная власть, которую представлял Сталин.
В «Смерти Сталина» нам показали придворных, которые не знают, что делать, и бегают, как курицы с отрубленными головами. Это очень-очень смешно. А Поляковым и Зюгановым не смешно. Самое ужасное и обидное, что люди в России почему-то должны зависеть от этих Общественных советов, Минкульта. Они решают, что смотреть и не смотреть народу. И это мне слегка напоминает те времена, о которых идет речь в фильме.
Это стадия, когда скрепы так скрепились, что делается все возможное для сохранения всего имперского. Миф о том, что СССР был сильной страной, которую боялся весь мир, для них все еще жив. Они грустят о том, что эта империя развалилась. Все великое они пытаются вытащить и из Российской империи: силу, скрепы, православие, народность. Именно этот контингент воспринимает Путина как царя. Так же считает и администрация президента: Володин говорит, что «Путин — это Россия, Россия — это Путин». Можно ведь было сказать, что Николай I или II — это Россия. Это скрепы идут на помощь. Они чувствуют, что без скреп все может осыпаться. А такой фильм, как «Смерть Сталина», несколько издевательский, разрушает это величие. Английский режиссер бессовестно смеется над всем этим: над холуйством, над страхом, над суетой вокруг трупа лидера.
Я смотрела фильм в кинотеатре в Англии. Многие в зале хохотали. Там был такой потрясающий смешной диалог, что не смеяться невозможно. Может, это я слишком легкомысленно отношусь к величию России и Сталина. Я и моя русская подруга, которая приехала в гости из Москвы, смеялись более истерично, чем английская публика.
А там люди привыкли к черному юмору. Для них смерть Сталина совсем не сакральна. Они бы смеялись и над Гитлером, и над Мугабе, и над Иди Амином, как он ест человечину. Я понимаю, что людям из Уганды, чьих родственников съели, это казалось бы кощунственным — смеяться над людоедом. Как и тем, кто им всегда восхищался как африканским вождем. А для англичан — это царек, который жил в дальней дикой стране, а вокруг творилось черт знает что.
Моя сестра тоже смотрела фильм в Лондоне, мы принадлежим с ней к одному поколению. Но она сказала, что ей было неловко смотреть. Она считает, что это издевательство над жертвами сталинизма, хотя там не было показано лагерей. Был выдуманный эпизод похорон Сталина, когда расстреливают людей на Ходынке, которые пришли толпами на похороны. Никаких ужасов больше не показывают. Но для моей сестры память о том, что было в истории, мешало ей оценить черный юмор. А мне нет. И это странный феномен, мы ведь из одной семьи, с одним бэкграундом. Я увидела в этом фильме черный юмор, фарс, разоблачение власти, что король голый. Вокруг этого голого короля вьются испуганные люди. Это отдельный эпизод, в котором концентрируется ужас сталинской власти. Режиссер не воссоздает историю. В фильме сжато время, это несколько дней — интрига, смерть, похороны и заговор. Этот фильм не претендует на исторический. И я его не воспринимаю как оскорбление. Но я могу понять людей, у которых от сталинского режима погибли родные и которые хорошо знают историю сталинизма. Почти всех семей коснулся этот страшный период.
Для кого-то кажется, что эти обиды притянуты за уши. Но есть люди особо чувствительные к разным вещам. Мне кажется, русские обижаются больше других. Такой комплекс неполноценности. Я бы не хотела обобщать, но в целом — мы чувствительные. Мол, как же так, какой-то англичанин покусился на святое?
Обидно, когда у людей, облеченных властью, полностью отсутствует чувство юмора. Обидно, что они решают, какое кино можно и нельзя смотреть. Пусть люди сами посмотрят и решат, оскорбляет это их или нет, или вообще не пойдут смотреть. Многие и не пошли бы, заранее посчитав, что это тема не имеет права на такое толкование. Это будет их выбором.
Самое забавное, что тот же Михалков в своём фильме Сталина лицом в торт макал.
Дело, все в том, что у русских и англосаксов разное чувство юмора. Есть юмор и смех, а есть глумление и издевательство! Я что-то не знаю российских комедий про смерть принцессы Дианы.
Во Франции запретили "Шарли эбдо"?