Летом 1989 года американский философ и политолог Фрэнсис Фукуяма опубликовал свое знаменитое эссе – «Конец истории?», в котором он выдвинул тезис об окончательном триумфе Западной идеи, в широком смысле этого слова. По мнению автора, на тот момент сложилась ситуация, в которой отсутствовали жизнеспособные альтернативы либеральным принципам в экономике, политике и культуре. Таким образом, Соединенные Штаты, как страна-носитель этих самых принципов, оказались в позиции победителя и получили возможность распространения собственной модели мироустройства.
Распад Советского Союза и окончание холодной войны еще в большей степени упрочили подобные настроения в американском обществе. В 1990 году журналист Чарльз Краутхаммер завил о «моменте однополярности». Идея была быстро подхвачена неоконсервативной частью политического истеблишмента США и нашла отражение во внешнеполитической концепции: необходимо использовать данный момент для фундаментальной трансформации международной системы в соответствии с интересами Соединенных Штатов.
На сегодняшний день США обладают крупнейшей в мире экономикой (по объёмам номинального ВВП), играют важную роль в наиболее значимых международных институтах и форумах, занимают первое место по военным расходам (34% от общемировых по данным за 2015 год) и имеют возможность глобального проецирования силы. Тем не менее, данные характеристики не позволяют говорить о наличии американского мирового порядка. Можно с уверенностью констатировать, что короткий период однополярности, если он действительно имел место быть, подошел к концу.
Каким образом в таком случае можно описать нынешний мировой порядок? Какие черты будут свойственны ему в будущем?
Исследование данных вопросов является одним из основных направлений современной науки о международных отношениях, однако ясных ответов на них, к сожалению, пока нет.
В последние годы наблюдаются серьезные структурные изменения. Происходит перераспределение сил в мире – возникновение новых, незападных центров, а также рост влияния негосударственных игроков (международные институты, крупные корпорации, террористические организации и т.д.).
Экспертное сообщество предлагает различные варианты описания текущего состояния международной системы: многополярность, бесполярность (non-polarity), новая биполярность (США-Китай) и т.д. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что современный мировой порядок все еще продолжает формироваться.
На мой взгляд, из всех возможных сценариев, вариант доминирования какой-либо одной страны, является наименее вероятным.