Как это как...
"Идущие на смерть приветствуют тебя".
Ну да, ничего такого перед штурмом не выкрикивали. Единственный раз, когда гладиаторы -- не легионеры -- это проорали, в бой по доброй воле они так и не пошли. Однако, эти слова вполне передают суть любого воинского приветствия.
Когда солдат отдаёт честь, молча, он говорит именно это. Хотя умирать пока не собирается. Почему именно честь?
Честь выше жизни. Всякий солдат это знает. Обязан знать. И это именно знание -- в отличие от информации, политинформации и пропаганды. Всего того, что можно прочитать, выслушать и забыть. Ну или хранить в своей голове.
В основном я согласен с ответами Евгения и Николая, некоторыми другими. Наверняка так бывало. Крестьяне, отморозки, хитрость... но вопрос-то, по крайней мере формально, не об этом.
Незнание -- вообще не мотив. Жажда наживы, грабежа, насилия это мотивы, но сами по себе сомнительные. Инстинкт выживания сильнее. Особые черты характера и специфические культы (как у викингов) -- не столько заставляют, сколько позволяют; снижают страх, усиливают жажду крови и другие мотивы
То, что "заставляет людей это делать" -- не деньги, не слава и не наказание, хотя всё это имеет место быть и служит подкреплением. Чуть важнее мифология, но и она не является определяющей. Воздаяние на том берегу это хорошо, только большинство обычно предпочитает ещё немного пожить.
Что же?
Помимо чести, которая всё же выше всего не для всех, есть ещё общность -- и чувство общности. Даже ни разу не солдат, человек в толпе может идти в первых рядах на штыки -- тогда как в одиночку не рискнул бы подраться в кабаке. В толпе он движим не собственным сознанием, а общим (вернее, не только собственным).
Это работает не всегда и сильно зависит от командующего. Он должен своим воинам что-то дать. Уверенность в победе. Чувство всепоглощающей ненависти к врагу. И так далее
Для именно солдат ещё важнее опыт и подготовка. Военный опыт. Какие нафиг "шесть недель"? С максимальной отдачей да, хотя и это относительно; Вы сколько удерживаете внимание?.. минут пятнадцать, вероятно.
Солдат воюет всю жизнь -- просто не всегда с противником. Я не только про военные игры, учения и тренировки, я про всё. Он уже умер, его жизнь ему не принадлежит (в этом, кстати, основной смысл и одновременно главная опасность обязательной службы в армии).
С другой стороны, только тут настоящая жизнь и начинается. Чтобы это понять, нужно быть солдатом, никакие рассуждения не помогут.
.....
А все эти "карфагеняне сзади" -- всего лишь тактика. Иногда работает, иногда нет. Как и слоны.
на войне вообще по-настоящему воюет только 5%, именно они и идут в атаку и побеждают. остальные от страха или религии, морали и пр. даже стреляют мимо вполне сознательно. психология на войне. так было, есть и будет всегда. мотивы сложные, многослойные.
ryururu ., что такое "по-настоящему воюют" -- это вопрос. И где Вы взяли эти 5%?
По моей "статистике" 5% (±2) -- это те, кому дополнительная мотивация просто не нужна. Они сами знают; и могут вести за собой других.
Не знаю как там у захватчик0в, в0 все века, а при защите Р0дины, главн0е для с0лдата убить врага. В0пр0с умереть сам0му или выжить не ст0ит в00бще. Мне ск0р0 70 лет, н0 я д0 сих п0р мечтаю умереть в б0ю и думаю, чт0 г0т0в к эт0му. Тем б0лее, чт0 времена настают смутные, а п0ка х0чется жить и рад0ваться жизни! Б0й - эт0 жизнь с0лдата, и чт0 бы эт0 п0нять, над0 эт0 пр0йти сам0му!
Цезарь, приветствую тебя!
Как уже верно заметили выше, была награда "первому на стене" от военачальника - не только в виде разрешения делить награбленное первым, но и конкретная награда - пожалование титула, например. Много раз встречал про это в худлите.
Да, чаще всего осаждающими двигали корыстные мотивы. Так, при взятии Измаила Суворов сказал Кутузову, что если его солдаты первыми поднимутся на стену и войдут в город, Михаил Илларионович будет тут же назначен комендантом крепости. А это очень хлебное место.
Но не будем забывать и о доблести. В том же Риме она для большинства граждан стоила дороже денег. Помимо блях на доспехи, нашивок и украшений личного оружия были и символы высшей воинской доблести. Это - венки. Самым значимым был corona graminea — венок из простой травы, которую легионеры срывали прямо на поле боя и одевали на голову человеку, благодаря которому был спасена целая армия. Третьим по значимости был corona muralis — крепостной венок, зубчатый золотой венец, вручавшийся воину, который первым поднялся на стены вражеской крепости во время штурма.
Для римского общества такие люди служили примером и вызывали восхищение. Достаточно вспомнить, что Юлий Цезарь, на заре своей военной карьеры получивший в награду венок из дубовых листьев
corona civica — он вручался воину, который спас жизнь товарища по оружию, носил его до конца дней.
Да, злые языки поговаривали , что таким образом Юлий скрывал плешь, но это тема для другого разговора, ведь он носил венец с юности, да и размер дубового венка вряд ли позволял эффективно закрыть лысину. Если верить скульптурным изваяниям полководца, размерами до куста венку было далеко. Хотя... Смысл волноваться у Цезаря мог и быть. Он мог считать, что негоже быть плешивым и носить родовое имя Цезарь , что значит "пышноволосый". Но это уж точно к взятию крепостных стен отношения не имеет.
Да их, как правило, и не заставляли: забраться на стену одним из первых - это великая слава и уважение, например, имя рыцаря Летольда, первым взобравшегося на стены Иерусалима, до сих пишут в некоторых учебниках истории. И начальство заметит, и сослуживцы - и учтут заслуги при дележе трофеев (если это средневековье или раньше), и офицерский чин дадут или к медали представят (если Новое время)