Процесс рождения человека скрыт от него самого. Мы не видели со стороны (и не осознавали в процессе) свое рождение. Но… нам рассказали о нашем рождении родители, а также есть прямые и косвенные признаки, подтверждающие их рассказы – и мы им ВЕРИМ. Сомнение – обратная сторона веры. И если кто-то предоставит нам видеозапись из роддома, мы всё равно можем оспорить ее подлинность, сказав, что на записи – игра актеров. Даже такое ближайшее к нам событие (ближайшее по смыслу, т.е. по тому, что затрагивает нас непосредственно), как наше появление на свет, покрыто для нас ТАЙНОЙ. Однако, человека это нисколько не смущает – он принимает эту ТАЙНУ как данность и живет в этой ТАЙНЕ.
То же самое случилось с первым человеком, Адамом, согласно библейскому мифу. Бог сотворил человека, но сам человек не видел процесса своего творения. Адам принимает себя уже сотворенным, наличествующим. С созданием Евы ситуация повторяется: Господь наводит на Адама «крепкий сон» и Адам не видит творение своей жены. Здесь библейская интуиция схватывает важную вещь: мир, в котором живет человек, принципиально не может быть им полностью постигнут – всегда будут лакуны ТАЙНЫ. А посему человек должен научиться жить в дыхании ТАЙНЫ. Напротив, библейский змий, искушая Еву, обещает ей «знание всего на свете» (именно так дословно переводится с древнееврейского выражение «познание добра и зла»). Первые люди покусились на «знание всего», но в итоге от одной ТАЙНЫ попали в пространство другой ТАЙНЫ. Как сказал один мыслитель: «Адам захотел знать ТАЙНУ жизни, но в итоге получил ТАЙНУ смерти».
Science. Стояние перед ТАЙНОЙ Вселенной – это опыт любого серьезного ученого. И верующие и неверующие ученые подтверждают, что Вселенная – бездонно непостижима.
Могла ли Вселенная возникнуть сама по себе? И положительный и отрицательный ответы будут являться ответами ВЕРЫ – эксперимент провести не удастся. Но спросим: что дает людям ВЕРА в возникновение Вселенной из самой себя, из своей же материи? Такая Вселенная «становится безглазым, черным, мертвым, тяжелым чудищем, которое, несмотря на свою смерть, все же управляет всем миром» (Алексей Лосев «Диалектика мифа»). Христианство же дает людям надежду на вечную жизнь. Более того – и это самое удивительное в христианстве! – оно утверждает, что человек уже здесь, в своей земной жизни может стяжать опыт вечности. Вечности личностной, вечности как общении-танце с людьми и с Богом.
Мог ли Бог возникнуть Сам по Себе? Египтяне считали, что мог: согласно их верованиям, Бог родил Сам Себя. Однако христианство учит, что вопрос о возникновении Бога – непостижимая ТАЙНА. И даже утверждать, что Бог был всегда, некорректно с точки зрения православного богословия (см. тексты Дионисия Ареопагита), т.к. христианский Бог выше времени и вечности, вообще выше всего! Он является создателем «всегдашнести», но Сам Он – выше ее. Такой подход в богословии называется апофатическим (др.-греч. ἀποφατικός «отрицательный»).
Итак, соберем наши пазлы в одну картину. Бытие человека для него самого дышит тайной. Тем более таинственен мир, в который вброшен человек, ведь мы попадаем в уже готовый мир и многое уже (Владимир Бибихин считал, что не только «многое», но «всё самое главное») произошло до нас. Могла ли Вселенная возникнуть сама по себе? Это область веры, как и вопрос о существовании Бога. (Я здесь намеренно не говорю о доказательствах существования Бога; отсылаю уважаемых читателей к лекциям православного философа Виктора Петровича Леги на указанную тематику, имеющиеся в изобилии в YouTube) Однако, вера в Бога наполняет жизнь человека глубочайшим смыслом, тогда как вера в материю в итоге все сводит к конечности и смертности. Но, главное, нужно научиться жить в пространстве тайны. Мнение о том, что всё, в конечном счете, познаваемо – это очень вредный миф, не отвечающий реальному человеческому опыту. Вселенная дышит тайной, и главная ее тайна – человек. А над всем Космосом парит Бог и согревает его Своим теплом и заботой, как птица летает над гнездом своих птенцов.
Бог не имеет начала в нашей реальности, а каков Он в Своей, Создающей Реальности, нам неведомо.