В какой-то степени, я готов согласиться с Еленой Анатольевной. Другое дело, что надо понимать, что добро и зло связаны между собой. Нет абсолютно добрых людей, как и нет абсолютно злых. Давайте подумаем, а почему зло привлекательнее чем добро. Не только благодаря пиару действия, но и по другим критериям.
1) Злодей может быть куда более интеллектуальным персонажем, чем главный герой. У него есть опыт, знания и команда сподвижников, которая верна и преданна ему(за редким исключением).
2) Злодей может предлагать какую-то новую идею, которую примут массы. В то время, как Церковь учит людей консерватизма и безапелляционной вере.
3) Злодей может быть богат и трудолюбив. Поэтому он может подкупить тех, кто с ним не согласен или по крайней мере, предложить помощь за которую герой вынужден будет заплатить(Взять хотя бы Унесенные призраками).
4) Злодей может быть и очень красив(нечасто, но тоже такое бывает) и манипулировать своей любимой(любимым), чтобы добиться успеха в каком-то деле.
Это главные критерии по которым мы определяем обаятельного злодея. Однако, что не менее привлекательно в злодее, так это его темные стороны личности.
1) Он спобен также как и зарекомендовать, так и предать своего союзника(хороший пример, Зуко из Аватара или дочь Шредера Караи)
2) Он может убить того же союзника, просто за проигрыш. Не давая ему шанс оправдаться. Хотя тут злодей действует в рамках самозащиты. Понятное дело, что если ты теневой игрок, то нужно заметать следы. Как правило, все действуют по методу "Крестного отца".
3) Злодей может пустить в расход жен, детей, мужей и других родственников или если они погибнут, то не будет переживать. Цель важнее чувств.
4) Ну и может пойти на контакт с героем, если их цели вдруг начали совпадать. Редко, но такое бывает как в кино, так и в жизни. Правда потом можно ждать удара в спину.
Собственно, все эти черты привлекают нас ко злу. Черты зла близки человеку потому, что их набор формируется под влиянием явных или неявных желаний этого самого конкретного человека.
Это не бесформенное тестообразное добро, в котором нуждается абстрактное большинство (общество, мир).
Зло – это то, что необходимо именно тебе, но ты не можешь этого получить, потому как общество решило, что воплощение твоего желания в жизнь – есть зло.
Зло – это запретный плод, который, как известно, сладок.
Поэтому большинство людей и интересуется тем, а кто же главный злодей. И каждый видит в злодее то, что хочет видеть. В то время, как положительный персонаж является полной противоположностью злодею.
1) Герой только начинает свой путь и ему не хватает опыта во многих вопросах. Мудрость может появится к концу повествования.
2) Герою или героини приходится тщательно выбирать себе союзников. Зачастую, мудрый старец и девушка, которая помогает либо по мере спасения, либо как бывшая Femme Fatale.
3) Герои в силу молодости и юности подвержены влиянию гормонов или повышенным чувством справедливости.
4) Герои часто закрывают глаза на причиненный другим ущерб. Как моральный, так и физический. Но здесь именно по незнанию, а не из плохих соображений.
Как видите, зло куда более опытное, чем добро. А зачастую герои - это дети или подростки от 11 до 16 лет. Бывают и старше.
Теперь к главному, а какие злодеи лучше всего подходят в категорию деятельного зла?
Начну с детских анимационных фильмов. К примеру, Русалочка. Лучший пример злодея показан нам на примере Урсулы - морской ведьмы. В отличии от типичного карикатурного злодея в произведениях Питера Пэна, Алисы в Стране Чудес, Золушки и Спящей Красавицы. Урсула имеет цель и желание. А именно желание свергнуть и самой управлять всем. Чего нельзя было сказать о более ранних героях. Исключение, Леди Тримейн из Золушки. Злодей не наделен просто жаждой мести, но ему и не чуждо зависть, ревность и даже в некоторой степени, месть(Урсулу выгнали из дворца. И кстати, по более раннему сценарию она была сестрой Тритона. Тогда бы ее претензии были бы обоснованы). В том и суть, злодей не просто так стремится досадить герою. Причиной является не внешность, голос и какая-то удача. А что-то более глубокое или то что "человек встал у меня на пути". Урсула как раз и наделена как раз темы самыми основными критериями, которые я описал выше. Плюс, она знает о слабой стороне героя(в данной ситуации, Ариэль). Ариэль молода, подвижна, игрива и не особо слушает властного(но справедливого) отца. И хотя он ее очень любит и оберегает, но временами можно понять почему дочка не слушается.
Ариэль же еще не очень разбирается в людях(в данном случае, морских обитателях) и практически охотно попадает в опасные ситуации или готова заключить сделку с кем угодно, и порой невыгодную для нее. То есть, она олицетворяет того самого молодого и неопытного героя. Ей можно симпатизировать, но все же она не подумала о последствиях. Из серии, "сначала делаю, а потом подумаю".
Собственно, это и есть отличительные героев и злодеев. Крайне редко, чтобы юный герой обладал зрелостью, тонкостью мышления и даже сочувствию к другим. Зачастую, он так не делает. Хотя может быть и добрым по своей природе.
И все же, примеров умных и харизматичных злодеев хватает и в других работах. К примеру, Джон Сильвер оттеняет Джима Хокинса тем, что смог выбраться сухим из воды и получить свою долю сокровищ. Да и квартермейстером он был хорошим. То есть, сам возглавлял команду отменных головорезов. И даже после предательства смог сохранить лицо.
Другой важный пример, это Леди Эбоси из Принцессы Мононокэ. В отличии от наивного и молодого Аситаки, она явно заботится о своих людях и те отплачивает ей своей верностью и преданностью. Хотя лес из-за этого страдает. Ну или молодая Сан, к которой Эбоси не испытывает никакого зла. Однако, та мешает ей и ее людям. Кстати, Эбоси хороший пример того, что человек не жаждет кого-то убить. Просто он хочет добра для своих людей. Причем, довольно искренне. Но как говорится, страдает лес, самураи и звери. Экология не прощает ей этого. Ну и символично, что она теряет только руку. В реальной жизни, так обычно и бывает. Хотя в немного другом смысле.
Еще один прекрасный пример, это Балалайка из Черной Лагуны. Она русская офицер, которая хотя является и главой мафии. Но ее люди тоже ее ценят. Она как и Эбоси потеряла Родину в свое время или была возможно изгнана. Поэтому даже к союзникам питает теплые чувства, но не дает ей затмить глаза.
Как видите, Зло это часто то, что мы сами считаем таковым. Хотя на деле оно может иметь абсолютно логичный контекст. Например, снести старый дом и поставить новый в котором заживут новые люди. Но не все хотят уходить.
Или кому принадлежит нефть?
По действующей Конституции природные ресурсы России, включая нефть, газ, золото, уголь и т.д. не принадлежат народу в лице Государства – недрами может владеть и распоряжаться кто угодно. Однако вопрос, а как ее качать. По сути, территория принадлежит нашедшему ее. Но по решению суда опираясь на законы РФ и Земельный Кодекс РФ. Суд может передать территорию Государственным компаниям. Так что контраргументы могут быть отодвинуты в сторону.
Или логично ли отправлять в дом престарелых бабушек и дедушек, которые страдают смертельными заболеваниями. С точки зрения одних людей, это плохо. С точки зрения врачей, это нормально.
И все же, главной ошибкой людей является то, что злодеям любят приписывать только негативные черты. А на деле, просто по разному смотрят люди на жизнь. Обычный рабочий может считать шефа шизиком помешанным на работе и внедрять эту точку зрения в свою семью и круг друзей. А шеф будет считать сотрудника лентяем не без оснований.
Ну и под конец скажу, что При Путине, Сталине, Петре I строили новые дороги, дома и даже города. Собственно, при Гитлере в Третьем Рейхе было тоже самое. Но каждый запомнил это все по своему. Одни видят только репрессии, другие видят сильную армию, страну и вождя.
Но надо признать, что работа и жизнь у государственных деятелей нелегкая!