Крайне наивный человек, который очень смутно представляет природу сознания, мышления и человеческой личности; вероятно - профан в области философии и кибернетики.
Дело в том, что, хотя наличие памяти и не гарантирует наличия сознания и мышления, но вот сознание без памяти невозможно в принципе. Очевидно, что хотя сознание и мышления и не тождественны вычислительному процессу, но они включают его как одну из своих базовых функций. Ежемоментно, в процессе жизни, человек решает множественные вычислительные задачи, которые, самому человеку кажутся мелкой физиологией, на которую "возвышенные натуры" часто даже не обращают внимания: от того, как повернуть руку, до ориентации в пространстве и построения и выполнения планов достижения целей. Все эти "мелочи" возникли в процессе эволюции видов, развития нервной системы и, порой, имеют критическое значение для выживания организма. И все они, включают в себя, определённые вычислительные задачи.
Поскольку сознание и мышление включают, в качестве подфункций, вычисления, то они включают и требования вычислений, в частности - хранения промежуточных результатов в памяти. И действительно, если мы сравним труп, человека в вегетативном состоянии (овощ)/ человека совсем без памяти и человека с памятью, то мы обнаружим, что первые два лишены и памяти и сознания с мышлением. И только третий способен мыслить. Таким образом, мышление и сознание невозможны без памяти.
А теперь посмотрим на процесс реинкарнации с позиции информатики.
Для сознания и мышления нужна память. Очевидно для переноса сознания и мышления - нужно переместить состояние памяти из одного тела в другое.
Если Вы, допустим, переносите файл с одного компьютера на другой, то Вы, вероятно используете внешний материальный носитель (например, флэш-накопитель) или эти компьютеры соединены в сеть (например, интернет).
Если вы рассматриваете 2 человеческих тела - умирающее и рождающееся, то их нервные системы никак не связаны между собой, кровоток - тоже; промежуточного физического носителя сознания - также нет. Соответственно нет переноса памяти, значит - нет переноса личности, а потому и "реинкарнации".
Верит тот, у кого нет знаний. У меня нет сомнений в том, что реинкарнация неотъемлемая составная нашей жизни. Дух воплощается в теле до тех пор, пока не поднимет свои вибрации до уровня Света. Тогда он обретает тело огненное и жизнь вечную.
Не верю. По многим причинам. Назову только одну: напрочь отсутствуют убедительные аргументы в пользу этого учения.
В частности, духовно-нравственный рост связан с осознанным совершенствованием принимаемой системы ценностей, опираясь на осознанную ревизию своего опыта. Но в современном варианте реинкарнация предполагает возможный духовный рост на базе опыта предыдущей жизни, но не предполагает памяти об опыте предыдущих жизней.
Также она апеллирует к принципу справедливого воздаяния за проступки прошлых жизней. Но без наследования памяти о них такое воздаяние не реализует принцип справедливости. Не случайно даже светские системы предполагают возможность утратившего память о преступлении человека признать невменяемым.
А ортодоксальное учение о реинкарнации предполагает, что реинкарнирует не личность (не "я"), а безличностная частица божества (атма). Это учение базируется на пантеизме со всеми его противоречиями, раскрытыми многими философами. Например, Евгением Трубецким. В частности, пантеизм уничтожает человеческую свободу, превращая её лишь в иллюзорную шизофреническую игру Божества с Самим Собой внутри Себя, и приводит к нравственному релятивизму. Это мы действительно видим в Индуизме, откуда родом ортодоксальная реинкарнация:
"Я поклоняюсь Ужасающей (богине Кали - ред.)! Ошибочно полагать, что всеми людьми движет только тяга к наслаждению. Столь же многие имеют врожденную тягу к мукам. Будем же поклоняться Ужасу ради него самого. Немногие дерзали поклоняться Смерти, или Кали! Будем же поклоняться Смерти!", "Есть еще кое-кто, кто смеется над существованием Кали. Но ведь сегодня она здесь, в толпе. Люди вне себя от страха, и солдаты призваны сеять смерть. Кто может утверждать, что Бог не может проявлять себя в виде Зла, как и в виде Добра? Но только индуист осмеливается поклоняться Ему как Злу", "Почему бы и не пролить немного крови для полноты картины?"." (Свами Вивекананда, Цит. по: Серафим Роуз. Православие и религия будущего.)
Верю, по многим причинам. Например, есть дети с удивительными талантами, которых у них быть не может. Есть священные писания, в которых реинкарнация подробно описана. Есть опыт людей, которые могут вспомнить свои прошлые жизни. Есть личный опыт, я видел несколько своих прошлых жизней. Есть здравый смысл, который подсказывает, что реинкарнация души, так же естественна как смена одежды. Ни один человек не может представить мир в котором его нет. Человек - личность - душа существует всегда т.е. вечно, меняется лишь тело, которое являясь материей подвержено влиянию времени, а значит должно непрерывно рождаться и умирать.
Не верю. Потому что реинкарнация предполагает, что тело - это что-то неважное, оно как костюм, сегодня одно завтра другое. Мне ближе идея, что моё тело является неотъемлемой, органичной частью меня.
Моё тело не временный костюм, моё тело часть меня.
Верю. Этому есть множество фактических косвенных подтверждений, которые никак иначе объяснить нельзя. Свидетельства этого есть во всём мире с незапамятных времён. И это неслучайно. Вопрос возникает в большей степени из-за не правильного представления реинкарнации в случае с человеком, не понимания того, что же всё-таки умирает, а что является бессмертной частью и на сколько она бессмертна.
Чтобы понять смысл реинкарнации нужно чётко отделить смертного Человека и его бессмертную Душу. Человек вполне самодостаточен и проживает осознанно данную ему жизнь. Его мозг обрабатывает всю поступающую информацию, анализируя и формируя представление об окружающем мире и формируя уникальное мировоззрение, а так же формируя чувства и ощущения. Всё это плюс гены, переданные родителями, делают его неповторимой личностью, обладающей разумом, способной делать свой выбор и определять свой жизненный путь. Именно уникальный мозг, используемый лишь в малой его части, наводит на сомнения о нелогичной смертности человека.
Но это так. И всё становится логично увязанным и объяснимым если вспомнить о бессмертной Душе. Можно сколь угодно долго спорить и отрицать, но в конечном итоге для человека важна стройная система мировоззрения, полностью взаимоувязанная без необъяснимых противоречий, максимально привязанная к его жизни и помогающая отвечать на все его жизненные вопросы.
Для этого придётся чётко разделить что есть Человек, а что есть Душа и их взаимоотношения. О человеке я уже сказал ранее, теперь о Душе. Я не буду касаться того, что есть Душа, откуда она берётся и где живёт. Это долгий разговор, требующий не малой подготовки его воспринять. Бессмертная Душа входит в человека ещё в утробе матери, когда мозг уже сформирован и она может наладить с ним связь. Очень осторожно и деликатно, не пугая и ничего не меняя, она гармонично соединяется с эмбрионом давая ему привыкнуть к себе, чтобы ничего не ощущать впоследствии. Чтобы исключить любое влияние и раздвоение личности, сразу после рождения блокируется связь и память Души, делая её односторонней. Человек никак не ощущает Душу, а та видит и чувствует всё, что испытывает человек и полный доступ к мозгу и памяти. Поэтому каждое мгновение жизни человека сохраняется в Душе (так и хочется сказать: "в его душе"). Зачем это ей нужно? Чем больше вопросов, тем больше новых, без которых нет ответов. Именно поэтому я и говорил о взаимоувязанной СИСТЕМЕ мировоззрения в которой различие между духовным и физическим мирами не ведёт к противоречиям, в лишь дополняет и объясняет. Итак, зачем? Сразу липнет вопрос: "а зачем вообще Душа (души)"? Но так мы уйдём слишком далеко. Душа рождается (где, от кого?)))) и живёт вечно. Но мир раз созданный тоже живёт и постоянно меняясь развивается. Поэтому и Душа должна развиваться и совершенствоваться. Как и в чём, это тоже отдельный вопрос и он не так прост. Мы привыкли (по другому просто не можем) мерить всё на свой аршин, а это всегда упрощения и ограничения, проще говоря - непонимание. Поэтому просто поверим, что Душе крайне важно всё, что испытывает человек в своей такой разной, порой парадоксальной, очень сложной и непредсказуемо короткой жизни. Но было бы странно, чтобы бессмертная Душа не имела выбора в процессе своего совершенства необходимой ей жизни. Да! Она выбирает её ещё до инкарнации, нужного ей человека с его жизнью, порой совсем не завидной, непонятно короткой, но имеющей только ей понятный и нужный смысл.
Как и любой ученик, Душа не только учится и по многу раз повторяет свои уроки, но и в процессе обучения (жизни) получает не только то, что считается "плюсом", но и множество неизбежных "минусов". Это требует не только исправления, но и "очистки", но это ещё один весьма сложный вопрос. Душа должна пройти (прожить) всю выбранную жизнь до конца, какой бы она тяжёлой и неприглядной не была. Иначе - незачёт и всё сначала, и не один раз. В этом и есть суть необходимых реинкарнаций. Только перед смертью Душа покидает тело человека, иногда чуть ранее чтобы уменьшить порой тяжелейшие нервные потрясения после которых требуется долгое восстановление.
В заключении стоит отметить, что Души имеют разный возраст и разный уровень развития, но все строго индивидуальны и неповторимы. Все одинаково бесценны и живут в мире любви в духовном мире. Поэтому и Человек и Душа - единственные и неповторимые. Человек вполне может обойтись без души, но Душа без человека (а если уж более широко - без разумного существа) в своём процессе вечного совершенства и развития, обойтись не может.
Не верю в реинкарнацию, тк не верю в душу. Совокупность наших личностных качеств образуют психологический портрет, но никак не это 4-х буквенное мистическое словечко. Хотя, в литературе для красного словца употребить можно.