Из интервью с Борисом Аркадьевичем Воскресенским, кандидатом медицинских наук, врачом-психиатром:
«…Душевная сфера – это, собственно, наши душевные, психические в узком смысле слова переживания, процессы мышления, воли, восприятия, эмоции, сознание и так далее. Эта сфера наиболее трудна для внутреннего принятия каждым человеком и, как это ни парадоксально звучит, – и для научной психиатрии тоже. Научная психиатрия сейчас в XXI веке сосредоточена практически исключительно на телесных процессах, на том, как разворачиваются физиологические, анатомические, биохимические процессы в теле, а вот психика никого не интересует. Однако изучаемые психологами, психиатрами душевные процессы – сознание, эмоции, – это реальность. И эти процессы тоже могут болеть.
После физического уничтожения большинства душевнобольных в гитлеровской Германии в последующих поколениях всё равно в процентном отношении больных осталось столько же. Дело в том, что расстройства шизофренического спектра – это в некотором смысле антропологическая загадка.
Есть клинические и общечеловеческие культурные антропологические данные, которые позволяют предположить, что через безусловно болезненные шизофренические варианты дезорганизации, переформирования, обеднения психики природа в самом широком смысле – стихия психического (я очень люблю этот образ, который я почерпнул у Томаса Манна в «Иосифе и его братьях») – ищет новые формы организации психики. Поэтому, очевидно, этот один процент и остаётся.
Может быть, это станет понятнее, если я затрону ставшую предметом и массовых, и психиатрических размышлений с рубежа XIX–XX веков проблему гениальности и помешательства. Это действительно жизненная реальность: нередко больные шизофренией бывают по-особому оригинальны, одарены и художественно, и научно, и религиозно (в форме особого образа святости и юродства). Так что особенности духовной жизни больных шизофренией иногда могут приобретать значение духовное, будь то в пространстве церкви или светской культуры».
ps Связь между талантом и психическими отклонениями той или иной формы безусловно есть. Не в каждом случае, и не всегда она бросается в глаза. Разумеется, это не означает что одно напрямую и обязательно вытекает из другого. Хотелось бы избежать упрощения и спекуляции в формулировках. Слишком непростая и тонкая тема. Но и игнорировать факт не стоит. Как говорил в таких случаях персонаж из романа «Человек, который смеется» — не будем углубляться, останемся на поверхности явления. Отрицать факт нельзя, но углубляться не стоит. Широк человек.