Идея ограничения права несовершеннолетних на участие в публичных мероприятиях (к ним относятся пикеты, митинги, шествия, демонстрации, собрания) родилась у властей после весенней волны акций с участием подростков. Подростки вышли на улицы, чтобы выразить свое мнение, и это свидетельствует об усилении протестной активности, которую государство стремится всеми силами подавить и запретить. Инициативу по запрету несовершеннолетним участвовать в мероприятиях стоит рассматривать как ответ властей на недавние события.
Участие в публичных акциях относится к политическим правам, реализация которых требует некоторого уровня психологической зрелости. Очевидно, что у годовалого ребенка нет убеждений и взглядов, которые объективно требовали бы его участия в публичных акциях. Ему это не нужно, в силу уровня психического развития он просто не может иметь такие взгляды.
Развиваясь, дети воспринимают окружающий мир, вольно или невольно начинают разбираться в социальных связях и процессах, что приводит к формированию у них убеждений, которые с течением времени могут изменяться или укореняться. И с этого момента, имея потребность быть услышанными, дети могут, на мой взгляд, в той или иной мере участвовать в публичных мероприятиях: во-первых, у них есть взгляды, убеждения, а во-вторых, они могут на своем уровне предложить обсуждение таких взглядов на те или иные проблемы.
Конечно, каждый человек индивидуален, но законодательство пытается ориентироваться на усредненный образ человека, который либо может иметь и реализовать определенные права, либо не иметь и не реализовывать их.
Вопрос об участии несовершеннолетних (по российскому законодательству это лица от 0 до 18 лет) в публичных акциях дискуссионен. С одной стороны, общество наблюдает участие подростков 15-17 лет в акциях против коррупции, с другой - на публичных крестных ходах в Петербурге появляются сотни детей, которым срочно понадобился Исаакиевский собор. Искренно ли выражение таких взглядов (и их наличие?), может сообщить только сам участник акции.
С точки зрения прав человека ребенок имеет право принимать участие в мирных акциях. Конвенция ООН о правах ребенка прямо указывает на это, упоминая, что участие детей в акциях может быть установлено законом, если это необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Никаких ограничений в реализации этого права по сравнению с совершеннолетними не устанавливает и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, действующая в государствах Совета Европы.
В России на законодательном уровне не установлен минимальный возраст участников публичных мероприятий. Еще 4 года назад, до 31 августа 2013 года, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривал право обучающихся и воспитанников образовательных учреждений проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав. И возрастных ограничений не устанавливал.
Теперь такой закон отменен и это право отдельно законом не закреплено, но действуют иные правовые нормы, не запрещающие несовершеннолетним принимать участие в публичных мероприятиях.
При решении судьбы ребенка государственными органами обязателен учет мнения ребенка, достигшего 10 лет. Это, конечно, не говорит о том, что не стоит учитывать мнение ребенка более младшего возраста, но на законодательном уровне государство говорит, что мнение 10-летнего ребенка должно быть услышано. Почему тогда такие дети не могут участвовать в мирных публичных мероприятиях?
Европейские страны, как правило, не устанавливают ограничений для несовершеннолетних, которые участвуют в мирных собраниях. Организация таких собраний законодательно регулируется, но это другой вопрос, и он уже решен в России (несовершеннолетние в возрасте до 16 лет могут организовывать только митинги и собрания, а участвовать - независимо от возраста).
На мой взгляд, устанавливать ограничения для несовершеннолетних в публичных мероприятиях - это ограничение прав человека. Общество и государство должно услышать голос детей и подростков. Если они хотят сознательно и добровольно участвовать в мирных акциях, то такие возможности им обязано предоставить государство. А если их принуждают идти на акцию, то в таких ситуациях возникает поле для работы правоохранительных органов по поиску и привлечению к ответственности лиц, которые насильно заставляют детей участвовать в религиозных или светских публичных акциях.
Я бы запретил Валентине Матвиенко работать на должностях выше уборщицы. Она — очень глупый человек с патологически развитым самомнением и отсутствием совести. Типичный госчиновник путинской эпохи.
Валька стакан что еще сказать...
Хуевейбинов, гитлерюгендов... пионеров
А почему?