Вообще эскалаторы в московском метро используются неправильно. Сегодня трудно сказать, кто придумал принцип "стойте права, проходите слева", но тот, кто его придумал, явно не предполагал, что метро будет настолько загружено.
Проблема в том, что при этом площадь эскалатора используется неэффективно. Правая часть эскалатора имеет загрузку "один человек на две ступеньки", а левая часть (где люди идут) в 6-10 раз свободнее. По разным причинам. Чтобы идти по эскалатору, нужна дистанция до впереди идущего больше двух ступенек, иначе вы будете на него наталкиваться. А кому-то тяжело идти по лестнице, но если он встанет на эскалаторе слева, его постоянно будут толкать в спину. Поэтому он встаёт перед эскалатором и ждёт, когда освободится правая часть эскалатора, даже если левая часть свободна.
В результате, перед эскалатором образуется ничем не обоснованная пробка, тогда как сам эскалатор идёт полупустой. Сейчас с этой традицией в московском метро пытаются бороться: по команде дежурного люди должны начать стоять на эскалаторе и справа и слева. При этом пропускная способность эскалатора вырастает в 1.5-2 раза и пробка быстро рассасывается. Но на самом деле это костыль. Надо просто запретить идти по эскалатору всегда и всем. Выигрыш идущим по эскалатору получается на совершенно несущественные секунды. Но зато как только им это запретят, и стоящие люди начнут занимать и левую и правую стороны эскалаторов, пробки перед эскалаторами перестанут образовываться вообще.
Только подумайте, из-за одного человека (которого уже никто не помнит), неправильно придумавшего правила поведения на эскалаторе, эскалаторы сегодня, почти сто лет спустя, используются лишь вполовину своей силы! И требуется ставить два эскалатора там, где хватило бы одного, а три там, где запросто хватило бы двух.
Интересно, что эта традиция ("стойте справа, проходите слева") распространяется не на все советские метрополитены. Например, в Питере на подъём (когда пешком идёт намного меньше людей) полагается стоять на эскалаторе и справа и слева.