Если не ошибаюсь, в России система дошкольного образования и воспитания является не самой совершенной, не самой развитой. В связи с чем, как понимаю, наша российская система дошкольного образования не является способной выполнять в той мере, как это необходимо, задачи по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
В то время как в ряде других стран дошкольное образовательные представляет из себя более развитые и более функционально полноценные системы.
Даже, судя по сюжету одной из телепередач, в КНДР уделяется больше внимания развитию талантов и способностей у детей дошкольного возраста.
По этой причине и возник заданный вопрос. Чтобы можно было рассмотреть, какие из достижений, организационных моментов и форм работы могут быть позаимствованы в систему дошкольного образования и воспитания России.
Наибольший педагогический потенциал имеется в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) стран с богатой историей и традициями. В большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах − предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для их психического и физического развития.
Дошкольное образование в Швейцарии считается одним из лучших в Европе, благодаря своим традициям, качеству преподавания и истории ДОУ. Немецкие кантоны уделяют внимание общему развитию детей, а во франко-итальянских — подготовке ребенка к последующему обучению в школах.
Одна из самых развитых систем ДОУ в Китае. Особое внимание уделяется зрению детей, выработке эстетического восприятия, создаются отличные условия для физического, умственного и психического развития. Педагоги формируют основы культуры и поведения у детей, помогают им социализироваться; в ходе обучения изучаются культурные особенности страны и её традиции.
Очень развита дошкольная образовательная система Японии − помимо многочисленных кружков и секций, направленных на выявление талантов и способностей у каждого ребенка, практикуется серьезное отношение к состоянию здоровья всех детей. В каждом детском саду имеется штат медработников (куратор здоровья, фармацевт, терапевт). Практически все детсады имеют бассейны, которые можно посещать и во время каникул.
В Германии дети могут спокойно поступать на обучение в любой садик, без справок и анализов. Не закрывают садики и на карантин − просто предупреждают родителей о вспышке заболеваний. Нет никаких ограничений для детей, которые хотят заниматься друг с другом, вне зависимости от здоровья, возможностей и талантов. Похожее дошкольное образование в Дании и практически в полной мере идентичное − в Голландии.
В США дети с пороками физического или психического развития находятся в одних группах с обычными детьми. Для таких детей выделяются специалисты-педагоги, которые помогают им справляться с ситуациями, которые возникают и у других членов группы.
Дошкольное образование в Швеции делает главный упор на общее развитие детей, успехи которых не оцениваются по специальным шкалам и уровням. Особое внимание уделяется коллективизации детей, а также привитию уважения ко всем окружающим. Все дети много времени проводят на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий. Подобное дошкольное образование закреплено и в Норвегии.
Дошкольное образование в Венгрии направлено на подготовку детей к последующему обучению в школах − учитывается, что ДОУ являются частью общей образовательной системы, поэтому ребенка необходимо должным образом готовить (в психологическом плане и в плане развития) перед поступлением в школу. Дошкольное образование и в ряде других восточноевропейских стран практически ничем не отличается от венгерской системы.
Интерес представляет специфика дошкольного образования в Индии — там нет привычных в понимании европейца детских садов. Есть или специальные заведения, где можно оставить детей на целый день, или подготовительные школы, в которых ребенок должен обязательно обучаться перед поступлением в основную школу. Особое внимание уделяется подготовке ребенка перед школой, а также углублению общих знаний.
Дошкольное образование в Мексике во многом схоже с европейской и американской системами − дошкольные учреждения доступны для всех детей, а программа обучения в них является обязательной, поскольку ДОУ являются частью общей системы образования государства. Внимание уделяется личностному развитию детей, а также их социализации и прививанию необходимых в дальнейшей жизни коммуникативных навыков. ДОУ в Центральной и Южной Америке практически идентичны (в частности, аналогично мексиканскому дошкольное образование в Бразилии).