В “Питере Пене"сказке британского драматурга и романиста Джеймса Мэтью Бэрри, есть такие слова: «Летать может только тот, кто весел, бесхитростен и бессердечен». То есть, только ребенок.
“Питер Пен” - не просто сказка. Это многослойный образ и визуальный, и театральный, и в нем зашито немало смыслов.
Так вот, причина написания этой сказки лежит в одной трагической истории. Старший брат Бэрри - Дэвид - погиб за несколько дней до четырнадцатилетия.
Мама, любимая мама Бэрри, которой он в дальнейшем посвятил отдельную книгу, тяжело переживала. И Джеймс, чтобы утешить её, надевал одежду брата, разговаривал с матерью его голосом. И так как писатель и во взрослой жизни был маленького роста, роль умершего брата он мог играть довольно долго.
Кадр из первой экранизации «Питера Пэна» 1924 года.
Конечно, это разрушающие отношения. И Джеймс Барри тоже в какой-то мере Питер Пен. Он не стремился к созданию семью. Был женат, но не долго. Он играл с чужими детьми, сыновьями четы Дэвис (об этих людях чуть позже). И после смерти родителей, стал опекуном этих детей, дал им образование.
Бэрри использует этот образ своего сказочного героя, как описание творческого начало. Он задумывается о том, откуда рождается творчество и приходит что только сохранение в себе внутреннего ребенка позволяет творить. Как только человек взрослеет (не по возрасту, а погружается в бытовые проблемы, зарабатывание денег, перестает мечтать, играть и расслабляться), то он теряет способность творить.
Психологи даже ввели диагноз - синдром Питера Пена. Это инфантильные люди старше 25 лет, которые не хотят взрослеть, боятся ответственности, не хотят платить за блага, которые получают, и создавать семью. Но с такими вечными подростками весело.
Можно сказать, что Питер Пен - новый архетип.
"Ну, все понятно. Точно как Питер Пен", - скажем мы про того или иного 40-летнего мальчика или девочку. И, действительно, все с ними становится сразу понятно.