Праздники обладают одним странным свойством. Нам кажется, что мы можем сами решать, что нам праздновать – но нередко оказывается, что мы празднуем вовсе не то, что собирались. Праздники как будто решают за нас, что именно нам отмечать. Праздник – это момент совместного почитания символов, и поэтому он сам выносит на поверхность те символы, которые в данный момент обладают свойствами сакрального.
Дни города, разумеется, празднуются во многих городах мира – это способ укрепить единство горожан, напомнить об объединяющем всех их месте, о его символах и отличиях от других мест. Однако Россия уже давно безостановочно отмечает какой-то обобщённый военный праздник. Он использует тему победы в Великой Отечественной Войне, но в нём так сильна милитаристская составляющая, что его удобнее назвать скорее Днём Реванша. Сегодня для нас сакральна символика, отсылающая к войнам и оружию – она пробуждает в нас настолько сильные чувства, что какой бы ни был повод на календаре, мы продолжаем отмечать один и тот же праздник, и это особенно заметно в Москве.
Это легко видеть по программе официальных мероприятий текущего Дня Города и по их содержанию - в них преобладает милитаристская тема. А шествие на Красной площади, которое последовательно напоминало зрителям о войнах с участием России (в том числе, о Северной войне, которая слабо связана с Москвой и которую выиграл Пётр I), явно отсылает к Параду Победы, проходящему на том же месте.
Остаётся только добавить, что с изменением содержания зоны сакрального меняется и наполнение праздника. Военная тематика не может исчезнуть в городе с такой богатой военной историей, как Москва – однако на первый план могут выйти другие темы, которые в нынешнем празднестве находятся на втором плане.