Хочу поправить поравляющих... вообще же, «Феномен» в естественных науках – наблюдаемое явление или событие. О наблюдаемом:
Так что, феномен, уважаемые друзья, есть и автор вопроса употребил это слово кстати и к месту!
В чем феномен?
Поскольку купля-продажа – это одна из форм межличностного диалога, то феноммен создают обе стороны диалога: продавцы и покупатели.
Роль торговцев
«Черная пятница» была придумана Национальной ассоциацией розничных торговцев США. Прошу обратить внимание на сей факт – то, негативное, что мы наблюдаем, – это не маркетинг и целью была вовсе не удовлетовренность потребителей, а решение коммерческих задач крупных ритейлеров США! Да, дузья, есть маркетинг, а есть торговля и экономика и это не одно и тоже. Целью было вовсе не очевидное, на первый взгляд, – вовсе не промоушн брендов, товаров и магазинов во время сезонного спада продаж.
Цель которую ставили – создание новой культурной нормы – ажиотажной истерии шопинга, которая неизбежно привела бы к решению экономических и торговых задач сферы торговли.
Роль покупателей
Под конец года «в воздухе висит» предвкушение праздника», ожидание годовых бонусов, необходимость и потребность в подарках к празднику. Этого, естественно, не наблюдается в остальные месяцы года. Во всяком случае, столь массово и концентрировано по времени.
Собственно, поэтому:
Если цели одних участников диалога соответствуют целям других участников, а первые, столь умны, чтобы спланировать реакцию вторых, то получите феномен «черной пятницы».
Почему «ведутся» люди?
Как выше написал:
Все сошлось , что не сошлось, то сознательно свели – обе стороны диалога заинтересованы в этом. Раз все заинтересованы – получите феномен.
Но ответ, безусловно, неполон, ибо феномен слишком не однозначен и окрашен в «черный» не случайно. Поэтому...
об этом и вообще о «черной пятнице» с позиции маркетолога можно прочесть в статье «Черная пятница: маркетинговое послевкусие»