Известно, что воспитание по Монтессори существенно отличается от других развивающих методик. Педагог-Монтессори или родители, использующие эту методику для воспитания своего малыша, должны, согласно системе, выполнять несколько непривычную для них роль
В обычной системе воспитания подразумевается то, что взрослый какие-то вещи делает за ребенка и порой навязывает занятия, которые ему неинтересны, мотивируя это тем, что это требуется малышу для правильного развития. По мнению же Марии Монтессори, методика должна быть совершенно другой, и главный ее принцип – это воспитание в детях навыков самостоятельности
Взрослым в методике развития детей Монтессори отводится роль наблюдателя и помощника. Они должны научиться распознавать потребности ребенка в конкретный момент времени и сделать все возможное для того, чтобы малыш проявил как можно больше самостоятельности и довел начатое дело до конца при минимальной помощи с их стороны. Конечно, это не значит, что воспитатель откажется помочь ребенку, если у него что-то не получится с первого раза, однако сделает это максимально ненавязчиво и лишь тогда, когда малыш попросит его о помощи
Суть Монтессори-методики можно рассмотреть на простых примерах:
1) ребенок пытается сам завязать себе шнурки, но у него это плохо получается, и они развязываются вновь, но кроха упорствует, хоть пока и безрезультатно. Обычный педагог или родитель в большинстве случаев просто подойдет и завяжет шнурки, а Монтессори воспитатель, будет стоять в стороне и наблюдать, как малыш пытается сделать это самостоятельно до тех пор, пока он сам не попросит ему помочь. И лишь тогда - окажет ему помощь;
2) в обычных детских садиках все дети одновременно занимаются одним и тем же делом: лепкой, рисованием или игрой, а воспитатели при этом строго следят за тем, чтобы никто не отвлекался ни на что другое. В детских Монтессори садах каждый ребенок волен заниматься тем, что ему интересно здесь и сейчас: кто-то рисует, кто-то лепит из пластилина, кто-то рассматривает картинки в книжке)