Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем заключается критика Гегеля Шопенгауэром?

ФилософияНаука
Артем Никифоров
  ·   · 17,8 K
Сертифицированный коуч (ICF, ICM). Писатель...  · 12 мар 2023  · wapp.click/79513201746
Шопенгауэр критиковал Гегеля по нескольким основным причинам: 
  • Разные исходные посылки: для Гегеля сущность мира выражает Абсолютная Идея, а для Шопенгауэра — воля, которая проявляется в мире как представление. 
  • Бессмыслица и продажные идеи: Шопенгауэр считал, что гегелевская философия состоит на три четверти из чистой бессмыслицы, а на одну четверть из продажных идей. 
  • Иррационализм: Шопенгауэр разработал свою иррационалистическую философию, считая ее попыткой подвергнуть критике основания философии Гегеля. 
С точки зрения Шопенгауэра, учение Гегеля - это шаг назад от философии И. Канта, главной заслугой которого является фундаментальное различие между вещами для нас (явлениями) и вещами в себе. У Гегеля это различие, по сути, упраздняется, поскольку он принимает тезис о тождестве мышления и бытия и рассматривает субстанцию как разумный субъект, познающий самого себя; он мыслит вещь в себе по модели самосознания, представления. Но тогда чем оно отличается от явления?
В применении к познающему субъекту, действительно, следует утверждать, что «он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий его мир существует лишь как представление, т.е. исключительно по отношению к другому, представляющему, которым является сам человек». (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. I. Кн. 1.) Словом, «мир – мое представление».
Мир, данный в представлении, обусловлен пространством и временем и поэтому множественен. Эта множественность пространственно-временных созерцаний упорядочивается разумом посредством категории причинности. Разум постигает связи между явлениями и устанавливает законы, выявляя физическую (относящуюся к природным объектам), логическую (относящуюся к суждениям), математическую (относящуюся к частям пространства и времени) и моральную (относящуюся к поступкам) необходимость. Совокупность анализируемых Кантом познавательных способностей, благодаря которым формируются наши представления, применяется к явлениям, не достигая вещей самих по себе, но это не означает, что они вообще не постижимы.
  • Разные мировоззрения в контексте будущего: Шопенгауэр — пессимист, а Гегель — оптимист.
Найти дело жизни. Уверенность. Самооценка. Самопроектирование. Персональный коучПерейти на t.me/martyncoach
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные...  · 31 окт 2015  · academia.fzrw.info
Во-первых, у Шопенгауэра и Гегеля разные исходные посылки. Для Гегеля сущность мира выражает Абсолютная Идея, а одним из главных тезисов является тезис о тождестве бытия и мышления. Для Шопенгауэра мышление творит только мир пре... Читать далее
Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
1 эксперт согласен
"Суммируя, можно сказать, что Шопенгауэр критикует Гегеля и его последователей за то, что они придали мышлению онто... Читать дальше
Первый
Культура, философия, искусство и музыка - мои...  · 13 сент 2021
См. выше, там всё изложено (играйте в школу без меня). Однако я бы не назвал эту критику исчерпывающей, т.к. гегелевские определения, которые превратились в популярный философский жанр, не выдерживают никакой критики, не... Читать далее