Шопенгауэр критиковал Гегеля по нескольким основным причинам:
- Разные исходные посылки: для Гегеля сущность мира выражает Абсолютная Идея, а для Шопенгауэра — воля, которая проявляется в мире как представление.
- Бессмыслица и продажные идеи: Шопенгауэр считал, что гегелевская философия состоит на три четверти из чистой бессмыслицы, а на одну четверть из продажных идей.
- Иррационализм: Шопенгауэр разработал свою иррационалистическую философию, считая ее попыткой подвергнуть критике основания философии Гегеля.
С точки зрения Шопенгауэра, учение Гегеля - это шаг назад от философии И. Канта, главной заслугой которого является фундаментальное различие между вещами для нас (явлениями) и вещами в себе. У Гегеля это различие, по сути, упраздняется, поскольку он принимает тезис о тождестве мышления и бытия и рассматривает субстанцию как разумный субъект, познающий самого себя; он мыслит вещь в себе по модели самосознания, представления. Но тогда чем оно отличается от явления?
В применении к познающему субъекту, действительно, следует утверждать, что «он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий его мир существует лишь как представление, т.е. исключительно по отношению к другому, представляющему, которым является сам человек». (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. I. Кн. 1.) Словом, «мир – мое представление».
Мир, данный в представлении, обусловлен пространством и временем и поэтому множественен. Эта множественность пространственно-временных созерцаний упорядочивается разумом посредством категории причинности. Разум постигает связи между явлениями и устанавливает законы, выявляя физическую (относящуюся к природным объектам), логическую (относящуюся к суждениям), математическую (относящуюся к частям пространства и времени) и моральную (относящуюся к поступкам) необходимость. Совокупность анализируемых Кантом познавательных способностей, благодаря которым формируются наши представления, применяется к явлениям, не достигая вещей самих по себе, но это не означает, что они вообще не постижимы.
- Разные мировоззрения в контексте будущего: Шопенгауэр — пессимист, а Гегель — оптимист.