Начнём с определения - воспитание — управление процессом развития личности через целенаправленное создание благоприятных для этого условий, чтобы соответствовать ценностям и интересам общества.
Методологическая основа педагогики – философия. На философских положениях о жизни, природе и человеке разрабатываются концепции воспитания.
На сегодняшний день в западной традиции философской мысли сложились следующие направления:
- Прагматизм (от греч. pragma – дело) – философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности.
- Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Главные положения педагогики неопозитивизма следующие. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в "рациональном мышлении", а не в идеологии.
- Экзистенциализм (от лат. existencia – существование) – влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как "Я" предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность – неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности.
- Неотомизм – религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Средневековый схоласт прославляется как апостол прошлого и пророк будущего, а религия – как вечная и главная философия, направляющая человеческое бытие и воспитание. Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение "Божественного разума", а теология – высшая ступень познания.
- Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение.
Таким образом, главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т.е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.
- Рационализм возник из объединения идей различных философских направлений. Согласно философии рационализма субстанция человека – это рациональная природа, которая всегда, везде и всюду одинакова. Образование должно высветить и подчеркнуть рациональную природу. Его цель – познание истины. Достижение истины возможно путем абстрагирования с помощью мышления. Правда и истина имеют объективную основу, поэтому содержание образования не должно быть упаковано в "сентименты" профессоров. Для сбережения чистоты истины знания должны быть отделены от политики и бизнеса. Истина – над всем. Философия рационализма нацелена на воспитание элиты.
- Инструментализм, как и философия рационализма, главное внимание уделяет рационализму человека. Однако если для сторонников рационализма "ratio" (разум) – цель обучения, то для инструменталистов – это средство для решения всех проблем. Инструментализм не стремится к познанию объективной истины, поскольку познать ее современному человеку невозможно. Целью воспитания должно быть вооружение человека средствами (инструментами) для жизни и выживания в этом мире