Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем заключаются философские основы воспитания?

ФилософияДети+1
Кристина Бородина
  ·   · 12,6 K
Материалы о боевых искусствах и сопутствующих...  · 23 окт 2021
Начнём с определения - воспитание — управление процессом развития личности через це­ле­на­прав­лен­ное соз­да­ние благоприятных для этого условий, чтобы со­от­вет­ст­вовать цен­но­стям и ин­те­ре­сам об­ще­ст­ва.
Методологическая основа педагогики – философия. На философских положениях о жизни, природе и человеке разрабатываются концепции воспитания.
На сегодняшний день в западной традиции философской мысли сложились следующие направления:
  • Прагматизм (от греч. pragma – дело) – философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности.
  • Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Главные положения педагогики неопозитивизма следующие. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в "рациональном мышлении", а не в идеологии.
  • Экзистенциализм (от лат. existencia – существование) – влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как "Я" предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность – неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности.
  • Неотомизм – религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Средневековый схоласт прославляется как апостол прошлого и пророк будущего, а религия – как вечная и главная философия, направляющая человеческое бытие и воспитание. Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение "Божественного разума", а теология – высшая ступень познания.
  • Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение.
Таким образом, главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т.е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.
  • Рационализм возник из объединения идей различных философских направлений. Согласно философии рационализма субстанция человека – это рациональная природа, которая всегда, везде и всюду одинакова. Образование должно высветить и подчеркнуть рациональную природу. Его цель – познание истины. Достижение истины возможно путем абстрагирования с помощью мышления. Правда и истина имеют объективную основу, поэтому содержание образования не должно быть упаковано в "сентименты" профессоров. Для сбережения чистоты истины знания должны быть отделены от политики и бизнеса. Истина – над всем. Философия рационализма нацелена на воспитание элиты.
  • Инструментализм, как и философия рационализма, главное внимание уделяет рационализму человека. Однако если для сторонников рационализма "ratio" (разум) – цель обучения, то для инструменталистов – это средство для решения всех проблем. Инструментализм не стремится к познанию объективной истины, поскольку познать ее современному человеку невозможно. Целью воспитания должно быть вооружение человека средствами (инструментами) для жизни и выживания в этом мире
пенсионер, 87 лет, политэконом и исследователь...  · 3 окт 2021
Не обычный вопрос, а ответ парадоксален. Признавая философию наукой о науке, обеспечивающей теоретизацию наук с помощью диалектической логики, придем к кумулятивному ряду фундаментальных свойств личности: отражение- информация-... Читать далее
Тренирую умение находить нестандартные решения с...  · 30 окт 2021
Воспитание - процесс передачи норм жизни и отношений в ней. А для этого нужно понимать: 1/ что такое жизнь и квази-жизнь, 2/ кто такие люди и нЕлюди, 3/ какие правила соблюдают люди и нарушают нЕлюди, 4/ что нужно для создания... Читать далее
Точное мышление вместе с интуицией!Перейти на practiceducation.ru
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 20 дек 2021
Философия, начав с онтологии, прошла через гносеологию и вышла на экзистенцию. Онтология - это про то, что где-то существует окончательное знание обо всём, нужно всего лишь до него докопаться, дорасти, допытаться. Когда стало... Читать далее
Основной метод философии  · 20 дек 2021
Редактируется. Условие: воспитывает один родитель или оба, но с совпадающими в целом взглядами. Тогда, исходя из основного метода философии, в том, чтобы воспитывать в двух направлениях: 1. Действовать согласно субъективной... Читать далее
философ, увлечен историей, философией науки...  · 29 окт 2021
в пайдее, -основа древнегреческого воспитания, в подготовке к полисной жизни. Юноша должен был быть эрудированно образован от литературы до философии. Плюс должен был знать риторику, основы логики, законы, уметь быть в суде и... Читать далее