Конечно, на первый план выходит конкуренция за ресурсы или влияние в мире (для государств) или в своём обществе (для идеологических течений и политических партий).
Но, рассматривая многие вполне рациональные причины таких противостояний, не стоит приуменьшать роль фундаментальной социально-психологической особенности людей как представителей биологического вида Homo sapiens.
Суверенные государства, группы сторонников политических идеологий (например, коммунисты или консерваторы), участники отдельных политических организаций или «политических сил» (типа партий социалистов или националистов) – это всё осознаваемые и ценимые нами социальные общности, то есть объединения людей, которые точно знают о своей принадлежности к этим сообществам и в большинстве случаев гордятся этим.
Иными словами, отнесение человеком себя к общности граждан конкретного государства, или к сообществу сторонников отдельной политической идеологии, или к членам либо группе сочувствующих определённой политической партии – это всё важнейшие социальные аспекты идентичности человека. То есть речь идёт о самосознании человека (об осознании себя членом общества путём солидарности с другими людьми – своими «сторонниками», при чётком отделения от иных людей – «противников»). Именно таким образом в сфере политики и социальных отношений реализуется природная, биологически обусловленная особенность человека как существа социального (подобного в этом плане другим стайным или стадным животным, например, львам или буйволам). Но аналогичная социально-психологическая основа лежит и в противостояниях подростков с «нашего двора» и «чужого двора», либо в столкновениях фанатов разных футбольных клубов, и т.п. – люди изобретательно находят массу способов разделиться на «своих» и «чужих».
Так что ответ в целом прост – смысл в том, что таким образом реализуется определяющая биологическая характеристика людей, по своей природе являющихся существами социальными. Речь идёт о том, что подавляющее большинство людей обычно выступают как коллективисты, практикующие социальную солидарность со «своими», но на фоне социальной конкурентности, если не враждебности, по отношению к «чужим».
Советую интересующимся почитать подробнее в Википедии удачно написанный раздел «Исследования Тэшфела».
А.Тэшфел (или Генри Таджфель – бельгиец, который в основном публиковался на английском языке) создал своими экспериментами ставшую ныне общепризнанной
социально-психологическую теорию о межгрупповой конфликтности и внутригрупповой солидарности как о врождённых свойствах, присущих основной части людей (это многократно проверялось и подтверждалось среди американцев США, европейских и восточноазиатских народов):
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тэшфел,_Анри