Почитайте А. Камю. Литература абсурда (разновидность экзистенциальной литературы) основана на предположении о том, что существует человек и есть мир, человек конечен и смертен, а мир бесконечен и безразличен к жизни и смерти человека. Взятые по отдельности, мир и человек никак не противостоят друг другу, взятые вместе - обречены на столкновение. Абсурд или герой абсурда возникает там, где человек осознает тщетность своего бытия перед лицом безразличной природы, но не сдается и не кончает с собой, не совершает "прыжок в сторону веры", а бросает ей вызов. Классическими произведениями абсурда будут произведения, где герои стремится бросить вызов - неудаче, уродству, смерти (будь то насильственной или естественной) и при этом осознают свою непохожесть, трагическую отделенность от всех других. Они и только они познали и тщетность жизни и одновременно красоту её эфемерности. Классическими произведениями абсурда являются произведения философа абсурда А. Камю, Ф. Кафки, пьесы Э. Ионеско. Литературными приемами такой литературы будут развернутые метафоры, аллегории, отчужденный от остальных (и от себя самого герой - часто трагический), часто герой будет совпадать с антигероем (то есть сам по себе герой может совершать преступления против других, оставаясь в глазах автора и читателя трагической фигурой). Основным сюжетом такой литературы будет поиск героем себя, своего места в абсурдном, отрицающем мораль и право человека на жизнь мире.
Литература сюрреализма в отличие от литературы абсурда тем, что утверждает право человека на отказ от логики, от позитивизма, от рационализма в пользу "чудесного", "призрачного". Философски кажется, что сюрреализм проистекает из философии психоанализа, из попытки свести богатство человеческой психики к бессознательным проявлениям. В тексте "Манифеста сюрреализма" (1924 г., А. Бретон), сказано: "В данном же случае мое намерение заключалось в том, чтобы покончить с той ненавистью к чудесному, которая прямо-таки клокочет в некоторых людях, покончить с их желанием выставить чудесное на посмешище. Скажем коротко: чудесное всегда прекрасно, прекрасно все чудесное, прекрасно только то, что чудесно. В области литературы одно только чудесное способно оплодотворять произведения, относящиеся к тому низшему жанру, каковым является роман, и в более широком смысле — любые произведения, излагающие ту или иную историю." Отсюда склонность сюрреалистов "взрывать реальность", проповедовать "над-реализм", в котором жидкость может гореть, твердый металл будет текуч и прочие подобные метафоры, в которых смысл оторван от означаемого. Цель сюрреалистов - сбросить оковы "реальной жизни" и убеждать в мир "иллюзии и фантазии", исступленной грёзы. Кроме гиперметафоричности, сюрреализм отличает большое количество аллюзий и отсылок. В конечном итоге литература сюрреализма - это то пространство, где осуществляется утрата упорядоченного смысла произведения в пользу хаоса. Абсурдист ищет в произведении столкновения между миром и человеком, приводит человека к "абсурдным истинам", сюрреализм уводит человека из мира и сталкивает с собственным бессознательным, с рядом метафор, повисших в метафизической пустоте. Впрочем, с этой литературой (сюрреализма) я гораздо меньше знакОм. Думаю, что какую-то аналогию ей в русской литературе составляют некоторые произведения Л. Андреева (особенно "Красный смех", где чудовищное нагромождение метафор почти заслоняет смысл) и некоторые произведения А. Грина (местами, там где речь идет о таинственном и чудесном ради самого чудесного, где автор забывает о цели произведения и просто наслаждается красивой фразой). Но повторяю, ни того ни другого автора конечно к сюрреалистам отнести нельзя. Вот здесь даны образцы сюрреалистической поэзии - https://studbooks.net/679595/kulturologiya/syurrealizm_literature_predstaviteli.Манифест же сюрреалистов можно почитать тут - https://www.peremeny.ru/blog/4277