По-моему, как у любого фильма подобного жанра, у "Швейцарского ножа" не может быть единого посыла, вывод не загорится большими буквами прямо в голове, - он придет каким-нибудь обходным путем, который у каждого свой. Если грубо отсечь какие-то другие моменты, то фильм о человеке, который сам себя отрезал от мира. Т.е. поначалу-то мы думаем, что парень на необитаемом острове и собирается покончить с собой от тоски и одиночества, а в итоге он пешком приходит к людям - от которых, видимо, сам и ушел.
И гротескный элемент в лице Мэнни помогает Хэнку пройти путь от отрицания нужности себя - к надежде и возобновлению попыток эту нужность приобрести. Посредством напоминания о каких-то базисных знаниях о жизни - про пердеж, дерьмо, любовь и прочее - Мэнни заставляет его по-новому увидеть себя в обществе.
То, как Мэнни появляется и исчезает из жизни Хэнка, символизирует, как мне кажется, сразу несколько идей: принятие смерти, непохожесть и удивительность каждой отдельно взятой личности и открытость разума для всего на свете, даже самого непостижимого. Эта открытость и удержала Хэнка в здравом (относительно) уме на его пути к людям - вспомнить хотя бы, с какой легкостью он использовал предметы вокруг себя, чтобы воссоздавать ситуации из жизни.
С Хэнком с самого начала было все в порядке, просто так бывает - когда в один момент долгое отсутствие простой радости, удовольствия от самореализации, чужого тепла и некрепкий фундамент в лице нелюбящих родителей приводят к коробке под ногами и сырой веревке на шее.
Главное - чтобы на горизонте вовремя показался труп.
А как же важная мысль, что от друга нельзя скрывать даже пердеж ?