Если искать различия, то психологи-консультанты делают больший акцент на личность и субъективный мир своих клиентов, в то время как коучи – на цели и способы достижения значимых для клиентов результатов. И те, и другие, впрочем, заняты расширением возможностей обратившихся за их услугами людей: содействуют успешному разрешению актуальных ситуаций и построению предпочитаемого будущего.
Хотя коучинг выделен в отдельную специальность и не обязывает к получению психологического образования, однозначно разграничить деятельность психологов-консультантов и коучей не так-то легко. В практике коуча у клиентов постоянно возникают «психологические» задачи: увидеть ситуацию ясно и реалистично; понять, что есть по-настоящему «моё»; преодолеть ограничивающие убеждения; справиться с переживаниями; вплести достижение целей клиентов в ткань отношений с близкими. Да и клиенты психологов-консультантов часто озвучивают задачи «коучинговые»: увеличить доход, научиться делегировать обязанности подчинённым, выработать стратегию поддержания здоровья, написать диссертацию и т.д. Так что и коучи, и психологи-консультанты работают с весьма похожими вещами; но делают это немного по-разному.
Наверное, самое ключевое отличие– это ставка коучинга на «потенциал личности». Большинство современных коучей исходят из предположения, что всё необходимое для достижения желаемого результата клиента уже в скрытой форме содержится в его/её опыте. И задача коуча – с помощью специальных вопросов перевести это тайное для клиента знание в осознанную и реалистичную стратегию действий, а затем – в измеряемые результаты. То есть коучинговые приёмы в значительной степени направлены на то, чтобы человек учился у самого себя, более эффективно использовал имеющийся у него потенциал. И это особенно полезно, когда у человека уже накоплен, но ещё недостаточно осмыслен богатый опыт в какой-то сфере.
Психологи-консультанты будут больше помещать сам этот «потенциал личности» в фокус внимания: как устроен этот субъективный опыт, какие элементы у человека есть для решения задачи, каких ему пока недостаёт? Они также будут задавать вопросы и проявлять уважение к позиции клиента. Однако наряду с вопросами, психологи-консультанты будут чаще предлагать клиентам свои профессиональные знания и приглашать их моделировать новый опыт, полезный для достижения поставленных целей. Такой способ работы особенно полезен, когда человек ещё не располагает достаточными возможностями в какой-то области, или доступ к ним затруднён.
Иногда психологические возможности личности ограничены или доступ к ним затруднён настолько, что наилучшей стратегией достижения устойчивых результатов является немедицинская психотерапия. Психотерапевты ещё в большей мере, чем психологи-консультанты, фокусируются на субъективном мире своих клиентов: их желаниях, ценностях, смыслах; способах переживания, фиксированных защитных механизмах; типичных уязвимостях и ресурсах. Целью работы в данном случае является изменение ставших автоматическими способов восприятия, переживания и поведения – так, чтобы человек мог в большей степени привносить в свою жизнь себя и свои ценности.
Если вам сложно выбрать и хочется всего и сразу: к счастью, на нашей магистерской программе можно научиться и психологическому консультированию, и коучингу. И даже немного прикоснуться к миру психотерапии.
В рамках специализации «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование» Илья Михайлович Шмелёв ведёт курс по транзактно-аналитическому коучингу. Студенты, успешно прошедшие этот курс, получают также вместе с дипломом НИУ ВШЭ международный сертификат коуча. Подробнее об этом можно прочитать тут: https://www.hse.ru/ma/consult/TA