Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем отличие «форм» Аристотеля от «идей» Платона?

ФилософияДревняя греция+2
Илья Гуляев
  ·   · 19,1 K
Автор Castle Quiz по философии  · 26 апр 2019  · go.onelink.me/aWYy/thequestion

Платон и Аристотель не были, в действительности, абсолютными антагонистами (как может показаться созерцающим фреску Рафаэля Санти "Афинская школа"). 

(Платон слева, Аристотель справа)

Аристотеля, по праву, можно считать самым способным и гениальным учеником Платона. Рассмотрим как именно видоизменилась концепция учителя в руках ученика.

Платон полагал, что идеи - это виды, составляющие безусловное единство многих определений вещей. Например, идея лошади - суть единство определения всех отдельных лошадей.

Знание идей (эйдосов), по мысли Платона, врождено человеческой душе, но после рождения душа забывает об этом знании. (Перед рождением душа пьет из реки забвения).
Образование же побуждает бессмертную душу припоминать то, что было ею забыто.

Важно помнить!

Платон убежден в том, что идеи не зависят от восприятия единичных вещей человеком (это не человек образовал идею лошади, как некоторую абстракцию), но, напротив, идеи являются причиной и условием существования вещей единичных. Кроме того, идеи неизменны и вечны.

Отсюда и возникает знаменитый образ пещеры в диалоге "Государство", выход из этой пещеры, осуществляемый философом, и есть пробуждение в душе способности мыслить идеи, пещера - это нахождение в пределах лишь чувственного опыта, среди единичных вещей.

В каждой единичной лошади есть большая или меньшая причастность к безусловному единству (к идее лошади), благодаря этой причастности только и возможно существование отдельной, конкретной лошади. Без идеи не было бы и отдельных лошадей. Речь не только о лошадях, разумеется, это справедливо и в отношении идеи красоты, идеи справедливости, храбрости. Однако, судить о красоте или справедливости сложнее, так как у этих идей нет отчетливого материального воплощения среди вещей.

Итак, единичные вещи существуют благодаря причастности к идеям, но при этом идеи не могут быть постигнуты нами через простое наблюдение за единичными вещами. 

Идеи доступны лишь для человеческого знания, которое свободно от чувственного восприятия и которое есть припоминание.

Мнение же, которое формируется на основании чувственного восприятия не может достигнуть или содержать знания идей.

Тот, кто познал идею (истину вещи) способен различить её и во мнении (в конкретных жизненных ситуациях).
Есть в концепции Платона и, высшая в иерархии идей, идя Блага (всеобщая истина, всеобщее единство). 

Именно она становится условием познания всех других идей человеком. Так как идея Блага (этакая идея идей) служит условием существования всех идей, а благодаря идеям существуют единичные вещи, значит все идеи и единичные вещи оказываются причастны к этой высшей идее и, так или иначе, стремятся к ней, как всеобщему единству и истине.

Намеченное выше учение приводит к противоречиям, связанным с разрывом между миром идей и миром вещей. Это противоречие отмечал в диалогах и сам Платон.

Аристотель, будучи учеником Платона, предложил свое решение намеченной нами сложности платоновского учения.

В отличие от Платона, Аристотель был убежден, что стремление человека у чувственно воспринимаемому миру вещей - есть доказательство естественной склонности человека к познанию.

Аристотель намечает схему развития знания:

  • чувственное восприятие (знание единичного)

В размерности философской мысли Платона нет возможности говорить о знании единичного. То, что Аристотель называет знанием единичного для Платона было лишь мнением.

  • опыт (знание общего)

Опыт появляется благодаря человеческой памяти о содержании чувственного восприятия.

  • искусство
  • науки об умозрительном
  • первая философия

Напомню, что для Платона "знать общее" означало знать идеи, а знание идей невозможно на основании опыта и знании единичного.

Для Аристотеля единичные вещи (первые сущности) существуют подлинным образом раньше общих понятий (вторых сущностей), именно они и приводят к формированию общих представлений.

Если бы не было первых сущностей (конкретных вещей, животных и людей), то не было бы и вторых сущностей (видов: человек, лошадь, кот и т.д.)

Когда же человек хорошо знает вторые сущности, но не имеет представлений о первых, то, с большой вероятностью, он совершит ошибки в делах.

Однако, такое преобладание опыта над теорией справедливо, по Аристотелю, лишь в практической области. В первой философии (науке о первых причинах) всё обстоит иначе, и здесь Аристотель гораздо ближе к своему учителю во взглядах.

Искусство - род человеческого знания, связанный со знанием причин. Знание причин предполагает выход за пределы опыта (основывающегося лишь на человеческой памяти). Чем дальше от собственного опыта мы отходим в постижении причин, тем более высокий статус приобретает такое знание, которое эти причины выявляет.

Поэтому философию Аристотель считает высшей формой знания  (выше физики и математики), потому что философия имеет дело с неподвижным и существующим самостоятельно.

И вот, наконец, мы дошли до форм)))

Чем же занимается первая философия? Её предмет составляют первые причины и начала.

Аристотель выделяет 4 причины сущего:

  • форма (своеобразие и индивидуальность вещи, главная её характеристика)
  • материя (возможность вещи)

Форма делает материю определённой. (Как, например, форма льда делает материю воды определённым льдом)

По мысли Аристотеля, материя всегда желает обрести форму, стремится к этому обретению. В этом своем стремлении материя выступает как возможность формы. Материя как чистая возможность качественной определённости не возникает и не уничтожается.

Форма, будучи действительностью конкретных единичных вещей, их качественной определённостью, тоже не может возникать или уничтожаться.

Материя и форма простые начала всего сущего, все же конкретные вещи являются сочетаниями их, поэтому (из-за своей составной природы) они подвержены возникновению и умиранию.

Материя стремится обрести форму

Оформляясь, материя переходит из возможности в действительность, обретает зримый образ.

Мы в восприятии всегда имеем дело уже с оформленной материей, с сочетанием материи и формы, с конкретным предметом. Но многообразие форм существующих вещей всегда напоминает нам, что первая материя есть возможность, возможность приобрести множество форм.

  • начало движения

Движение возникает как постоянный переход возможного в действительное, а действительного в возможное. 

Приведу пример на столах)

Дерево - это материя, из которой изготовляют мебель. Так как материя всегда стремится к форме, то материя дерева становится деревянным столом (возможность существования стола, заключенная в дереве, стала действительным существованием стола). 

Но действительность деревянного стола является и возможностью, например, существования деревянных опилок для наполнения игрушечного медведя. 

Разница же между материей дерева и первой материей Аристотеля состоит в том, что дерево в качестве материи является возможностью действительности ограниченного количества форм, а первая материя, как возможность всех действительных форм таким ограничением не обладает.

Кроме того, само по себе конкретное дерево также является оформленной материей (дубом, осиной, бревном и т.д.), а не только лишь материей.

И последнее отличие состоит в том, что дереву для того, чтобы обрести форму стола или форму опилок нужен мастер работы по дереву, держащий в голове образ стола)

Первая материя Аристотеля же сама стремится к тому, чтобы быть оформленной, благодаря ее сочетанию с формой и получается всё в мире (животные, растения, люди и так далее), в материи заложена возможность изменения.

  • цель

Материя стремится не просто быть оформленной и стать действительностью. Она стремится еще и к совершенной форме. Сочетание формы и материи, приводящее к возникновению единичной вещи, лишь начало этого пути к совершенству.

Готовая конкретная вещь, например, книга достигает своей цели тогда, когда её используют в для этой самой цели (когда её читают), а не в момент появления. Сложнее это работает с природой и человеком:)

Именно цель предшествует всем другим причинам. 

Эти причины являются необходимыми условиями существования вещей в мире, но в чистом виде их нельзя нигде обнаружить.

Подведём итог:

Идеи - безусловные условия существования единичных вещей, благодаря причастности к идеям реальные вещи существуют и наделены некоторым количеством совершенства. Знать можно только идеи, вещи же изменчивы, о них можно только мнить что-то. 

Учение об идеях Платона не позволяет выстраивать системы знаний о мире вещей (ведь знать можно лишь идеи).

Формы - позволяют выстраивать познание и в области единичного и изменяющегося, так как в каждой вещи форма индивидуальна.

Как и знание  идей в системе Платона, знание формы (как одной из 4 причин всего сущего) может быть лишь умозрительным, но человек может прийти к этому высшему знанию не на основании отречения от чувственного мира единичных вещей, но благодаря изучению и наблюдению за ним.

Литература:
1. История античной философии (под общ. редакцией Р.В. Светлова) 

  1. Антисери и Реале "Западная философия от истоков до наших дней" (том I Античность)

Больше о философии можно узнать в соответствующем разделе нашего приложения: https://go.onelink.me/aWYy/thequestion

Писатель, философ, специалист по истории и...  · 25 окт 2020  ·
hellenistics
Платон полагал, что только идеи существуют на самом деле, а то, что мы с вами видим, наблюдаемый мир, лишь копирует эти идеи, сам при этом являясь ложью, иллюзией, чем-то вроде набора голограмм, воспроизводящих пребывающие... Читать далее
«Эллинистика»: всё об античной истории и культуреПерейти на vk.com/hellenistics tg.me/hellenistics

Какой позиции в споре вам ближе ? И почему ?

Ответ вводит в заблуждение потому, что и "форма" и "идео/ЭЙДОС/логемы" сегодня приобрели НАИВЫСШУЮ актуальность, именно как безблагодатные и УМСТВЕННО исходящие из Античного Космоса. Они вплетены сегодня КАК "ИНФОРМАЦИЯ" и... Читать далее

Да что вы "дизлайкаете", человек же ясно предупредил: ответ вводит в заблуждение!