Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем главная особенность поэзии Александра Башлачева?

Искусство и культураЛитература+2
Artem Nikulin
  ·   · 6,3 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 29 дек 2015  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Главное Башлачёва у каждого немного своё, но вот сегодня хочется сказать так: некоторые поэты учат любить, некоторые учат ненавидеть. Башлачёв учит любить.

То есть — понятно, это сквозная тема: "Поезд", "Посошок", "Время колокольчиков", "Тесто" — но и всё остальное, что ему удавалось, оно всегда было о том же, о любви как о форме существования, способе жить, говорить, продолжаться. Поэтому, собственно, шуточные и ироничные песни Башлачёву удавались так себе — там нужно злиться, а злиться человек, видимо, не умел. Только вот "Грибоедовский вальс" выделяется, но ведь и он тоже в конце концов про любовь, хоть и безответную — к жизни.

Башлачёв при этом совершенно не умственный — хотя даже он и говорил и про фонетическое восприятие слова, и что к музыке подходит в первую очередь литературно, и т.д. — но и оно у него не из головы, а из живота. Он скорее ведомый словом, нежели ведущий — за что его многие литературщики активно не любят. У него же всё категорически неформально, с выходом за пределы даже своих же собственных рамок — грубо и по живому — потому что порода, с которой он работал, слишком сырая и первобытная. Это то искусство, которое в самом прямом смысле невыносимо — как возле открытой печки стоять, а она всё жарит.

Никто и не может с ним справиться. Чтобы что-то вразумительное о нём сказать, нужно сначала дойти примерно до туда же, а потом еще обратно вернуться. Вот и получается, что оно для всех, а не берёт его никто. Кроме редких других авторов, которые используют это как толчок чтобы тоже что-нибудь делать.

И конечно, Башлачёв это очень русское — только он его скорее создаёт, чем воспроизводит. Весь опыт русской истории — и советское, и славянское, и поздняя империя, пересказаны у него одним языком, в котором Башлачёв возвращает им их же собственные утраченные контексты — что вот можно на полном серьёзе сказать "некому берёзу заломати", и это не будет ни пошлостью, ни стилизацией.

Ну и в свете всего этого стоит добавить, что линия Башлачёва — это, в общем-то, линия на одного. И если наследие Летова уже вшито в культуру, а наследие Янки будет чем-то, к чему мы будем всё время возвращаться и пересматривать, то наследие Башлачёва будет просто лежать на виду в центре всего, открытое, как раскалённый уголь, который почему-то не остывает.

СашБаш - гений! "Мы можем забыть тех, кто пели не так как умели, но тех, кто молчал, давайте не будем прощать!"

Старый ворчун  · 21 июн 2021
У Башлачёва и у Майка Науменко пелось о пережитом, как мне кажется, о том, что они прошли сами. Поэтому и получилось так сильно и откровенно. В Русском Роке такое бывает гораздо чаще, чем у попсы позорной, но это тоже скорее... Читать далее
"Случайностей не существует ..."  · 29 янв 2016
СашБаш был исконно русским музыкантом, он один из тех кто создавал русский рок. Что б оценить значимость музыканта нужно представить что б случилось с культурой и искусством если б не родился Есенин или Достоевский. Башлачев... Читать далее
Петь так, как живешь, жить так, как поешь. Поэтому и убил себя; жить на таком накале и с таким смыслом, какие были в его стихах-песнях, невозможно. Можно только загореться, разгореться и сгореть. А сугубо искусствоведчески, две... Читать далее