Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем феномен Земфиры?

ПсихологияОбразование+4
Daria Demekhina
  ·   · 23,6 K
Арт-директор  · 9 нояб 2016

Попробую и я написать то же самое другими словами, всё, понятно, субъективно, да тут и не может быть объективного ответа. Итак, пресловутый "русский рок", к которому причисляется и которому противопоставляется Земфира не всегда был тем, чем пугают непослушных детей. Рок начала 80-х (особенно, конечно же, ленинградский) – это такая модная молодежная музыка, которая, несмотря на курирование со стороны "органов", была более свободна в плане тем и способов выражения, нежели она же, но 7-10 лет спустя. Пока на отечественный рок-н-ролл не навесили тяжкое бремя "молодежного протеста", лабухи в кабаках играли зоопарковскую "Дрянь" (и, по слухам, Майку удалось добиться каких-то там авторских отчислений), Цой воспевал восьмиклассниц, Гребенщиков делал вполне себе крепкие хиты (по любым меркам) типа "2-12-85", "Странные игры" мешали модный бит с таинственной французской дадаистской эстетикой, а "АукцЫон" – он и есть "АукцЫон". Ну то есть, всё было хорошо, и девочки в зале рыдали, когда знакомый мягкий голос пел про "там, где взойдёт звезда Аделаида". Но потом вдруг перестройка, и поезд в огне, и те, кому нечего ждать садятся в седло, и два пальца вверх – это победа, – в общем, музыкальная мода наложились на общественно-политическую, и образовавшийся сплав и стал "Русским роком". А потом пришёл харизмат Летов и всё окончательно усугубил. Ну то есть, конечно, общая картина, наверное, несколько сложней, однако смысл в том, "русский рок" впал в некий ступор, стал явлением маргинальным и "нишевым", и от него все стали активно открещиваться. Собственно, такое неоднократно случалось и с "большой" рок-музыкой - и всё это решалось посредством очередной "новой волны", неким "возвращением к корням", будь то панк или инди (собственно, Летов у нас тоже такое вот "возвращение"). И эта грустная наша история затянулась, потому что все в нашем рок-н-ролле либо играли по правилам, либо уходили в некие узкие жанровые ниши, либо просто не обладали необходимой харизмой/медиаресурсами для того, чтобы переломить ситуацию. А потом вдруг появились "Мумий Тролль" и следом Земфира, которая (в отличие от Лагутенко) стала неким "новым Цоем" (естественно, с большими поправками на время, эстетику, "состояние умов" и гендер). В общем, Земфира появилась (в том числе и) потому, что уже лет десять как что-то такое должно уже было появиться. На Земфире сошлись силовые линии, звезды, карты и т.п. Что, конечно же, никак не уменьшает ее собственных талантов.

Да нууу врядли

Земфира не имеет никакого отношения к русскому року. И Цой кстати тоже. Просто что было, на то и навешивают у нас термин рок. А по сути никакого рока там и нет. Ну Кино ещё с натяжкой можно к этому направлению отнести

Термин "рок" в данном случае описывает явление чисто социальное. Я не претендую на статус музыкального критика и, собственно, в моем ответе ничего про музыку не было. В принципе, именно музыкальная составляющая тут не особо важна.

Первый
музыкальный критик, преподаватель НИУ ВШЭ  · 8 нояб 2016
В идеологическом плане феномен Земфиры в том, что она на нашей зарегулированной писаными и неписаными нормами поп/рок сцене отважилась репрезентировать себя как женщину, притом женщину не невротизированную, как Дягилева, и не... Читать далее

Это настолько красивый, профессиональный и интересный текст, что хотелось, чтобы он не заканчивался. Спасибо!

Журналист, экономист, переводчик. И всё бестолку.  · 9 нояб 2016
А ещё, плюс ко всему перечисленному, её феномен в способности оставаться очень закрытой при всей этой бешеной популярности. Отказываться от интервью и не общаться с прессой (кроме тех случаев, когда это необходимо ей самой - во... Читать далее
Люди, ау, ваш кумир не гнушается выступлениями перед олигархами. Даже наоборот. Вам это ни о чем не говорит? И... Читать дальше
культуролог  · 9 нояб 2016
– Ладно, – говорю, – попробую… Что ж, слушайте. Пушкин – наш запоздалый Ренессанс.Как для Веймара – Гете. Они приняли на себя то, что Запад усвоил в XV–XVII веках. Пушкин нашел выражение социальных мотивов в характерной для... Читать далее

Земфира - это наш запоздалый бритпоп

Лагутенко был раньше.

сеть и всё в ней  · 4 сент 2021
она настоящая (не пытается быть кем-то; просто является собой).
далее сервис хочет, чтобы я внесла воды в ответ, поэтому пишу этот бред)
и продолжаю писать. извините. никак не думала, что яндекс настолько туп)
Первый
Если по-простому, то своим первым альбомом, талантливым, задорным и по звучанию не похожим ни на что русское в то время. Им она покорила многие сердца, в том числе и школьников. Для этой аудитории как раз не всегда до конца... Читать далее
Первый
Антонъ Борисовичъ  · 12 мар 2017

В те времена была по сути эпоха техно и техно-попсы, а рок был музыкой взрослых. Именно с Земфиры началось приобщение того поколения к року или по крайней мере к тому что можно назвать роком.

Здесь все уважаемые культурологи и муз критики видимо не знают что такое рок( а термин конечно обширный). Ни по... Читать дальше