Полагаю, что феномен Pink Floyd лежит не только в музыкальной плоскости, но и в культурной. Ясное дело, что эта группа является отличным примером того, как работала музыкальная индустрия зари шестидесятых годов в Европе. Но интересно другое.
Если принять жанровую направленность этой группы за второстепенный, по значимости в их творчестве фактор, заглянуть за завесу психоделической дымки, можно увидеть глубинную суть, смысл того, чем занимались Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мэйсон.
Передаю привет Сиду Баретту - основателю группы и первой жертве на алтаре психоделического рока - сегодня исполняется ровно десять лет со дня его смерти.
Фигура Баретта хоть и неоднозначна, загадочна и сложна, но она в некоторых моментах определила общее настроение Pink Floyd: переживания друзей по поводу его сумасшествия (Уверен, дело не только в тридцатичасовых лизергиновых путешествиях. Просто жизнь, сука, сложная, странная и по смешному абсурдная штука.) легли на плечи группы своеобразным животворящим крестом. Частичка безумия Баррета осталась в каждом участнике группы.
Мне кажется, что значимость Pink Floyd выходит далеко за рамки музыкального мира. Их музыка - это рефлексия совершенно иного уровня, нежели чем американская музыка того времени, которая была полна своими, не менее важными музыкальными и человеческими откровениями.
К примеру: Один из моих самых любимых альбомов, это Atom Heart Mother (1970). Если точнее - одноименная двадцатиминутная сюита. Переоценить её, на мой взгляд, решительно невозможно.
Atom Heart Mother - это коллективный портрет послевоенной Европы. Попытка понять, что произошло с людьми, что из себя представляет место в котором они живут (1970), как на них повлияла война, пусть даже они ее толком не застали (как, например, сами участники группы). Монументальная, очень глубокая рефлексия над миром, в котором за несколько десятилетий уместились миллионы смертей, погибшие матери и отцы, родившиеся матери и отцы, над миром, который ставит перед человеком космическое количество вопросов, не давая на них ответа. Люди тогда уже были в космосе, в клетках телевизоров, разверзлись пучины информации, а локомотив жизненного ритма набирал ход. Культура, политика, наука, искусство, всё сплелось в совершенно невероятный, трудноперевариваемый и совершенно великолепный клубок. Эта сюита повествует о тоске человека в новом, может не прекрасном, но родном мире, о его прошлом и будущем, о его надеждах и чаяниях, о свете и тьме - каждый может услышать и почувствовать своё, но общий лейтмотив, на мой взгляд, примерно такой.
Pink Floyd заняли своё место в истории благодаря своему отношению к истории. Они - одна из самых мудрых и чутких к прошлому, настоящему и будущему нашего с вами мира групп. Все знают альбом The Wall (1979), который, по замыслу творцов, изначально был посвящен отчуждению человека в обществе, его, добровольной или нет, самоизоляции: "По своей структуре — это рок-опера, сюжет которой повествует о Пинке. Моральный упадок Пинка начинается с утраты отца, который погибает во время Второй мировой войны, и продолжается травлей со стороны школьных учителей и чрезмерной опекой деспотичной матери, а также крахом его брака; все эти факторы становятся причиной его изоляции от общества, которая отображается в виде метафорической стены". В принципе, в творчестве Pink Floyd очень много мотивов, посвященных войне. Вполне справедливым было бы сказать, что этот альбом - своеобразный саундтрек к концу двадцатого века.
Классика на то и классика, что она умеет отвечать на вопросы, которые человек даже не успел оформить в своей голове, чувствуя при этом перманентную внутреннюю потребность в ответе, которая ощущается как беспричинная тоска. Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мэйсон безусловно мудрые и умные дядьки, без которых бы опустела целая эпоха - 20 век. В этом и заключается значимость пинков как феномена, и не столько в мире музыки, сколько в мире и культуре в целом.
Всем мир.