Нет, это точно не профессия, хотя разумеется это сфера профессиональной деятельности требующей серьезной профессиональной подготовки и довольно специфической (можно быть лучшим пастырем в одной конфессии, но "перейдя" в другую стать заурядностью граничащей с посмешищем). "Бывшие" священники, насколько знаю (а минимум десятки лет пришлось поработать с ними в довольно плотном контакте) могут неплохо проявить себя в политике, хозяйственно-организационной деятельности и стать очень неплохими психологами (но, увы, их там не очень то и "ждут", а порой и опасаются).
Пастырство это по сути призвание, обремененное профессиональной деятельностью (публичной, хозяйственной, организационной и конечно же это работа с людьми с периодическим "отпусканием треб" религиозных). Также важно понимать разницу между "приходскими священниками" и лицами входящими в "свиту" владык различного ранга (от рядовых "епископов" до "патриархии"), ну и разумеется есть разница между "черным" (монастырским) и "белым" (общественно-публичным) духовенством. У работающих в "свите" совсем иные задачи, далеко не пастырские (они по сути и не "пасут стадо Христово"). Чисто "черное" духовенство работает с ограниченной и постоянной "аудиторией", поэтому и "пастырство" там иное и, тем более, специфика решаемых задач (хотя круг решаемых задач довольно близок с "белым").
Касательно массового стереотипа что "попы это спецы в мошенничестве на доверии в среде лопоухих граждан", нельзя, увы, сказать "вранье это, всё совсем не так!" и вот почему. Традиции и порядки (а они крайне сильны в религиозной среде) классических религий формировались в эпоху становления феодально/вассальных отношений (вся организационно-хозяйственная деятельность "церкви" буквально ими пропитана). Для этих отношений деньги совсем не главное (это по сути "натуральное хозяйство"). С религиозной точки зрения финансовые вопросы это проблемы из третьей сотни вопросов которые должен уметь решать пастырь (по традиции). Но ведь работает эта организация в условиях массовых "товарно денежных" отношений (глобальных!), поэтому по сути все тяготы "финансового обеспечения" ложатся на плечи "рядовых пастырей". Они должны не только обеспечить финансово работу своего "прихода", но и "прокормить" всю стоящую на их плечах "феодальную пирамиду". Поэтому кроме массы огромного числа регламентированных "сборов": патриаршего, епископального, свечного, "елейного" и т.п., есть масса и "внеплановых" поборов: посещения "священноначалия", празднований.. и конечно же "специальных", по случаю...). Поэтому еще при обучении будущим пастырям прямо говорят, - "конечно деньги, это далеко не важный вопрос в вашем служении, но если вы не научитесь их добывать, то и пастырями быть не сможете!". Причем "как добывать" по сути не учат, не богоугодное это дело (каждый должен решить сам этот вопрос "по месту" куда "направят на служение"). Одно точно, даже если ты самый великий спец в "добывании денег", но "веры в душе не имеешь", то "паства" тебя быстро "раскусит" и пастырем ты проработаешь недолго. Есть страны (цивилизованные, европейские) где до сих пор существует "церковный налог" (типа "десятины"), который берется со всех граждан (даже атеистов), поэтому в таких странах "деньги не главное" точно (и все "требы" отпускаются строго бесплатно). Что лучше ("попы стяжатели" или "церковный налог") судите сами (я не умею этого делать). Но стереотип о том что "попы обирают доверчивых граждан" точно ложный (несмотря на то, что "доля правды в этом есть", в РФ совсем не малая доля, увы).