Сначала немного теории, а потом универсальный рецепт.
Если под "независимым СМИ" мы понимаем некое медиа, которое не принадлежит государству и крупному бизнесу и всегда дает аудитории одинаково взвешенные разнополярные точки зрения, то такое СМИ может существовать только в вакууме. Потому что, даже если само медиа каким-то образом не зависит от больших денег, в нем все равно работают люди, чье мнение всегда субъективно и подвержено влиянию. В последнем романе Умберто Эко "Нулевой номер" красочно показывается, как традиционный стандарт трех точек зрения на одно событие автор может обернуть для выражения одной, нужной ему позиции.
Есть и другое наблюдение: cами принципы, которые мы обычно вкладываем в понятие "независимых СМИ" сегодня устарели, вместе с классическими канонами журналистики. В 2016 году никому не нужны сухие взвешенные новости – с таким контентом далеко от конкурентов не уедешь, и трафик не соберешь. Аудитории интересны мнения, объяснения, личный опыт - именно поэтому сегодня так популярна колумнистика (в т.ч. и в соцсетях) или, например, такой сервис как The Question.
В мире, в качестве примера независимых СМИ обычно приводят британскую корпорацию BBC и японскую NHK – оба медиагиганта существуют за счет налога, который обязаны платить все граждане этих стран, имеющие телевизор (например, британцы платят аж £145 в год). Сбор этих денег часто превращается в целую проблему: в романе Харуки Мураками "1Q84" профессия сборщика налогов за NHK называется одной из "самых парадоксальных и неблагодарных в современной Японии". При этом, корпорациям такого масштаба просто не выжить без долгосрочного планирования бюджета, без наличия связей и инсайда в высших эшелонах власти... Поэтому, конечно, и BBC и NHK тесно связаны с государством.
В России максимально "независимыми" можно назвать только "Новую газету", контрольный пакет которой принадлежит коллективу издания, и журнал "The New Times" – прежний владелец в 2013 году просто подарил его главному редактору. Проблема в том, что оба этих СМИ не имеют возможности зарабатывать на рекламе – с изданиями, резко критикующими власть, рекламодатели просто боятся сотрудничать (откройте, и убедитесь сами). Единственный источник заработка – от продажи номеров и подписки, но все это едва окупает полиграфические расходы. Поэтому и "Новая" и "The New Times" конечно вынуждены где-то искать деньги – выигрывать гранты, принимать частные пожертвования и т.д. На каких условиях происходит такое финансирование – эависит о личных моральных качеств грантополучателей.
Таким образом, 100% независимых и объективных СМИ не существует, но сегодня они и не сильно востребованы.
Как понять, кому доверять? Объективность и независимость надо искать не в СМИ, а в собственной голове. Если вы действительно хотите выстроить для себя объективную точку зрения на общественно-политические события, то придется следить за несколькими СМИ сразу. Смотрите телеканал "Россия-1" и телеканал "Дождь", читайте "Российскую" и "Новую" газеты, слушайте радио РСН и "Эхо Москвы". Постепенно в вашей голове начнет формироваться мозаика, некоторые детали которой явно будут не соответствовать друг к другу. С одной стороны это будет когнитивный диссонанс, с другой – на почве полученной информации и личного жизненного опыта у вас сформируется объективная картина происходящего. Другого способа просто нет.
Вот вы круто все расписали. Очень взвешенно и по-взрослому!
Как мне кажется, к независимым СМИ можно причислить относительно новый проект, созданный бывшим главным редактором Lenta.ru Галиной Тимченко, Meduza. Они вполне объективно пишут о событиях в России и мире. Советую.
Хмм, поч всем медуза не нравится?
Минусы за что?))