Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Существуют ли аналоги экзорцизма в религиях, кроме христианства?

ОбществоИскусство и культура+1
Daria Demekhina
  ·   · 7,7 K
Первый
Директор Центра типологии и семиотики фольклора...  · 17 окт 2016

В медицинской антропологии явления, соотносимые с концептами одержимости и транса, принято разделять на три группы: 1) одержимость без транса (non-trance possession), 2) трансовая одержимость (possession trance) и 3) транс без одержимости (non-possession trance).

Для этих феноменов характерны разные проявления. Одержимость без транса – это приписывание болезненных ощущений разной природы (соматических, психических), а также изменение поведения действию духа, вселившегося в тело человека (демона, духа болезни, духа местности, души умершего родственника, которого неправильно поминают, и т.п.); это состояние обычно временно и подлежит лечению, во время которого духа изгоняют (что и называется экзорцизмом).

Учитывая, что агрессия духов (их вселение в человека) – самая распространенная на земле теория происхождения болезней (по Джорджу Мердоку, она существует в 99 % человеческих обществ, причем в 56 % считается основной), то мы можем прийти к заключению, что экзорцизм – самая распространенная и, возможно, наиболее древняя целительская техника. Красочные лечебные сеансы изгнания зловредного духа можно было наблюдать в шаманских камланиях у народов Сибири и Северной Америки, до сих пор они распространены у народов Южной и Юго-Восточной Азии, Африки. Если конфессионально – у мусульман, иудеев, индуистов, буддистов, а также у последователей так называемых локальных культов.

Если же состояние одержимости институционализируется – берется культурой на вооружение и делается социально-культурным институтом – возникают другой его тип: трансовая одержимость, когда это состояние провоцируется и достигается в рамках ритуала. Конечно, тогда уже вселяются в адептов культовой группы не случайные духи и демоны, а божества более высокого статуса, как правило, те, которым адепты были посвящены в ходе инициации в культовую группу. Это так называемые «культы одержимости» (зар, бори и др. в Северной Африке, кандомбле, вуду и др. в Америке). Ну, и наконец транс без одержимости, или «визионерский» транс, – тоже институционализированная практика, характерная для культур шаманского типа. Отличие (основное) в том, что не божества вселяются в тело шамана, а, наоборот, его душа отправляется в путешествие по «символической вселенной».

Три названных феномена имеют разную географическую и социально-культурную дистрибуцию, вплоть до того, что, сосуществуя в одном и том же обществе, они по-разному распределены среди населения. Например, трансовая одержимость характерна больше для женщин, транс без одержимости – для мужчин (особенно религиозных лидеров, шаманов), одержимость без транса связывается чаще всего с негативными последствиями колдовства и более равномерно распределена среди популяции (встречается среди женщин и детей, несколько реже – среди мужчин).

Я об этом знаю не очень много, но что-то сказать попробую. В исламе, действительно, как уже сказали, бывает изгнание джиннов. Это не христианские бесы, у них есть свой мир, они сотворены из бездымного пламени, невидимы нашему... Читать далее
поэт, рунолог, шаман  · 3 июл 2020

В шаманских практика Южной Сибири есть. Все воспринимается не так глобально, правда. Поскольку в христианстве присутствует разделение всего и вся на черно-белое только.

Первый
Консультант в сфере IT  · 15 окт 2016
Да, в том или ином виде экзорцизм (на греческом буквально - «связывание клятвой») представлен во всех крупных мировых религиозных культах. По-видимому, вера в злых духов и их влияние на жизнь людей является неизменным спутником... Читать далее