Сами по себе явления — не хорошие, не плохие. Они просто есть. Хорошими или плохими явления становятся, когда человек занимает какую-то позицию по отношению к ним. Когда появляется точка зрения. Хорошим обычно человек считает то, к чему привязан. Плохим считает то, к чему привязан, но со знаком минус. В процессе жизни в уме образуются сети связей, и ум работает на основе этих сетей. Если человек часто о чём-то думает, связь в уме становится крепче на физическом уровне. И наоборот, если к связи не обращаться, она истоньшается, как тающая сосулька.
Лучше всего, полезнее всего — видеть реальность такой, какая она есть, стараться трезво оценивать происходящее, без иллюзий, без чрезмерной эмоциональной окраски явления. Тогда связи в уме будут соответствовать реальности, тогда будет возникать меньше столкновений с несоответствиями, с проблемами.
Неправильно понимать причины и следствия как что-то мистическое. Что кто-то где-то сидит на облаке и награждает за хорошие дела, и наказывает за плохие. Правильнее рассматривать свой ум как грядку. Если посадил хорошие семена в своём уме, то в благоприятное время из них вырастут хорошие плоды. Если посадил семена колючки, вырастет колючка. Когда человек делает что-то полезное, он не просто отпускает эту пользу в мир, но и всегда оставляет часть этой пользы в своём уме, в виде семечка для будущих полезных дел. И наоборот, если человек делает что-то вредное, он не только мир разрушает, но и себя травмирует, оставляет как бы шрам в своём уме, который может заболеть при определенных условиях. Или можно ещё сравнить ум с зеркалом. Когда человек делает полезные дела, он немного очищает зеркало. Поэтому последующие события в этом зеркале отразятся чётче и приятнее. Когда человек вредит, он замазывает грязью зеркало. Поэтому последующие события в этом зеркале отразятся с искажениями и неприятным налётом грязи. Если человек вредит всё больше и больше, в его уме накапливается столько грязи, что сквозь неё не получается разглядеть даже мелкий кусочек счастья.
Поэтому, да — хорошие и плохие дела возвращаются, потому что в уме сохраняется понятие о хорошем и плохом. Это не вопрос веры, а очевидный закон причинно-следственного движения мира. Может показаться, что всё предопределено, идёт по схеме причина-следствие. Это так для неживого мира. Это так для грубых уровней ума, которые привязываются к хорошему и испытывают отвращение от плохого. Но для основы ума — это не так. В своей основе ум — свободен.