Смотря что вы подразумеваете под выражением "свобода воли" и с каких позиций вы задаете этот вопрос. В случае определения "свободы воли" как способности субъекта выбрать из нескольких вариантов действий и исходить из научных позиций, то, с моей точки зрения, вся материя во вселенной подчиняется физическим законам. Ваше тело тоже подчиняется этим законам. Положение вашего тела в данный момент является лишь следствием предыдущего положения и применения этих законов к вашему телу. Поэтому данное положение четко определено и никакого выбора в этом плане не существует. С этой точки зрения никакой свободы воли не существует. Если исходить из не научной, а религиозной точки зрения, то ответ может быть другим (я не слишком разбираюсь в этом). Можно дать другое определение свободы воли - неспособность предсказать действие. Например, все частицы земной атмосферы подчиняются физическим законам, но мы не можем предсказать погоду на 15 дней вперед, так как система слишком сложна и рассчитать все положения частиц атмосферы на такой продолжительный срок не представляется возможным. К тому же на квантовом уровне законы природы имеют вероятностный характер. Если так определять свободу воли, то она существует. То есть, земная атмосфера обладает свободой воли.
С моей точки зрения, люди задают неправильные вопросы о свободе воли. Возьмем первое определение свободы воли - способность субъекта выбрать из нескольких вариантов действий. Самое интересное слово в этом определение - "субъект". Кто собственно выбирает? Люди скажут, что выбираю "я". И кто этот "я"? С моей точки зрения, существование свободы воли - скучный вопрос. Намного более интересный вопрос: Что такое сознание? Под "я", которое делает выбор, люди подразумевают свое сознание. Сознание, имхо, самое загадочное явление в мире. И наука, скорее всего, не сможет ответить на этот вопрос. Наука работает с объективными явлениями, а сознание - субъективная вещь. Чтобы показать всю сложность данного явления для научного познания можно поставить мысленный эксперимент. Представим, что мы создали робота, который, в случае уменьшения заряда его электрических батарей до критического уровня, идет на зарядную базу, чтобы подзарядить свои батареи. Вопрос: Чувствует ли он при этом что-нибудь? Например, человек, когда у него кончается заряд (давно не кушал), испытывает чувство голода, а испытывает ли что-то похожее робот? Большинство людей скажут что нет, так как робот вообще ничего не чувствует. А с чего они это взяли? У них есть доказательства этого? И можно ли поставить эксперимент, который по внешним показателям способен определить наличие или отсутствие внутренних ментальных состояний?
Верно. Выбор ЕСТЬ, НО только из того что ДАЛИ.
Да, существует...и не важно, что подталкивало вас к решению, важно то, что за вами всегда была возможность решения / выбора. А на сколько вы ведомы или самостоятельны, это не вопрос свободы воли, это вопрос глубины вашего состояния (опыта, психики, интеллекта, духовности и т.п.).
Что такое свободы воли? Это возможность делать всё, на что вы способны и возможность делать то, на что вы только будете способны. Это ваша данность и бесконечный потенциал.
Вот в этой записи, есть кое-что о свободе, может будет полезно - Голос будней & Шёпот бездны
Заранее прошу прощения, не знаток физики. Но читала, что на квантовом уровне причинно-следственная связь может работать в обе стороны. То есть, как я по-простому понимаю, не только причина определяет следствие, но и следствие определяет причину. То же, что мы называем свободой воли, в моем представлении, это свобода принятия решения и его реализации. Для этого необходимо, чтобы время было линейно, и причина определяла следствие. Решение - реализация решения.(причина - следствие). Не могу доказать, но не ставит ли эта квантовая особенность идею о свободе воли, по крайней мере, в человеческом понимании, под сомнение?
Есть свобода осознания. И в эту свободу осознания в том числе входит возможность признать или не признать свободу воли. Свобода осознания подразумевает возможность изучать самого себя и фильтровать что-то в уме. Насколько вообще человек свободен можно судить по универсальности его суждений и умении им соответствовать. Если уж осуждаешь вредные привычки, то тогда имей внутреннюю силу сопротивлться среде и самому себе, что более важно, чтобы отказаться от них. Чтобы твой личный кодекс убеждений был исполнен на практике, на твоем собственном примере. А то у марксистов это не вышло, у капиталистов - тоже, у христиан - тоже. Да и у нацистов не вышло. У них несмотря на крайне высоко заданный идеал офицера часто была коррупция. Да ни у кого не вышло. Общества гнилые все. Есть только отдельные люди, которые были очень сильны и смогли это сделать. В целом выбор полностью вегда зависит от человека, но проблема часто усугубляется тем, что человек часто сам себе привык врать и избегать отвественности да такой степени, что не признавать, что ситуация, к которой он пришел, состояние в котром он оказался - плод его собственных усилий и намерений. Виновата в этом лидо мифическая элита, либо пьяный сосед, либо гнилое общество, либо какие-то злобные идеологические враги, но только не он сам. Да и собственно признать еще перед самим собой, даже когда очень страшно и реально опасно, что виноват во всем лишь ты, еще не самое сложное. Даже когда уже поздно что-то менять, запущен мощный процесс, который уже не остановить, сложнее всего переступить через себя и перейти к непосредственным действиям. Выбрать еще легко, осознать еще легко, а вот исполнять что-либо обычно бывает так трудно, как буквально противодействовать своему нутру. Так понятие свобода имеет много парадоксов. Один из них общественный. Если дать людям свободу неограниченно, начнется анархия и хаос, которая приведет к тому, что сводоба потеряет ценность и автоматически превратится в несвободу. Люди сами себя сделают рабами. Другой парадокс свободы - внутренний. Желание сделать себе как лучше и как легче, часто делает нас рабами самих себя и своих желаний, а попытка сражаться с собой утопает в личной лени, легкомыслии и желании все откладывать на потом. По-настоящему свободных от всех заблуждений и слабостей людей было всего-то по пальцам пересчитать.