В буддизме личность представляется как совокупность пяти скандх. Попробую описать, как я их понимаю, может быть не в полной мере точно:
Рупа — материя, тело. То, из чего состоит организм.
Ведана — способность различать приятное, неприятное и нейтральное.
Санжня — способность различать и эмоционально окрашивать разную информацию, получаемую органами чувств и умом. Способность определять разные свойства разных воспринимаемых объектов.
Самскара — способность самостоятельно составлять мгновенные мыслительные конструкции, выдавать мгновенные волевые импульсы, основанные на предыдущих состояниях ума.
Виджняна — способность связывать между собой, объединять и сохранять мгновенные мыслительные конструкции. Память, знание.
Почему говорят, что в буддизме нет личности? Потому что в буддизме рассматривается непостоянство этих пяти составляющих личности. Тело изменяется: стареет, распадается. Ощущения изменяются: одно и то же человек может оценивать в разных условиях как приятное, как неприятное и как нейтральное. Восприятия изменяются: воспринимаемые объекты в разных условиях могут казаться разными. Воля изменяется: в разных условиях человек на один и тот же вопрос может отвечать по-разному. Знания изменяются: что-то старое забывается, что-то новое узнаётся.
Поэтому, если мы попытаемся обнаружить какую-либо часть личности, которая будет неизменной, вечной, постоянной, мы не сможем. Личность в реальности проявляется как поток, набор уникальных состояний. А какая-то кажущаяся постоянная личность, к которой человек привыкает — это вредная иллюзия. Вредная потому, что когда привычное качество личности неизбежно изменится, от него придётся отвыкать, из-за этого возникнет неудовлетворённость, страдание, проблемы. И наоборот — когда человек осознаёт личность в движении, в изменении, во взаимообусловленности с внешним миром, тогда он свободен от привязанностей к иллюзорному образу личности, он более адекватно понимает реальность.