В целом, выпуск получился годный. Малые и умеренные дозы алкоголя действительно связаны с более низким риском развития возрасто-зависимых заболеваний, и речь здесь идет в первую очередь об ишемической болезни сердца и риске инфаркта, а также деменции и слабоумия. Малые дозы спиртного подавляют образование тромбов. И этот список можно продолжить. Но подвох здесь вот в чём: от этих болячек (сердечно-сосудистые, слабоумие) страдают в основном люди, которым сильно за 50. Нам же, 20-летней молодёжи, это пока что не грозит. Поэтому употреблять алкоголь «для здоровья» для нас едва ли имеет смысл.
Также важно, что речь идёт о дозах, не превышающих 2-3 стандартных порции алкогольных напитков в сутки. Это примерно соответствует 25-40 грамм чистого алкоголя в сутки. Как по мне, это очень мало, и этого едва хватит, чтобы повеселеть. При бОльших дозах вся польза алкоголя моментально улетучивается. И у сильно пьющих мы уже имеем повышенный риск инфаркта, алкогольную деменцию и прочие прелести жизни[3].
И да, никто не спорит с тем, что алкоголь в больших дозах (>40 г) пагубно сказывается на работе мозга. Уже в том метаобзоре, на который ссылается Конон, говорится[1]:
Heavy drinking (>3–4 drinks/day) is associated with an increased risk of dementia and cognitive impairment, in addition to all the other horrible and devastating consequences of alcohol abuse and alcoholism for the individual and their family and friends, and society in general.
Риски, связанные с малыми дозами
Даже малые дозы алкоголя связаны с повышенным риском развития рака груди, рта, пищевода и прямой кишки. Поэтому, если в семье есть больные этими видами рака, то от употребления спиртного лучше воздержаться. В то же время, есть другие виды рака, риск развития которых алкоголь наоборот, снижает[2].
Ошибки
К сожалению, в выпуске присутствуют ошибки и порой весьма грубые. Одна из них всплывает уже на первой минуте, когда Смэш говорит: «Именно тромбоциты – основная составляющая тромбов. Не эритроциты». Я не знаю, может он неправильно выразился, потому что сказана откровенная глупость. Значительная масса красных тромбов приходится именно на эритроциты (красные кровяные тельца), скреплённые нитями белка фибрина и тромбоцитами. Отчего они и названы красными.
Неправ он и тогда, когда отрицает, что эритроциты не могут образовывать тромбы. Ещё как могут! Так способность эритроцитов к агрегации может оказывать существенное влияние на вязкость крови и динамику роста тромбов[5].
Также он говорит, что алкоголь снижает уровень белка фибриногена, отчего кровь сворачивается хуже. Это верно, но в этом нет ничего хорошего! Ведь если кровь сворачивается хуже, то повышается риск развития внутренних кровотечений. Он считает, что из-за снижения уровня фибриногена также «уменьшается риск образования тромбов». На самом же деле, это далеко не очевидно. Тромбы, как ни странно, могут расти и в отсутствие фибриногена[4]. Рост тромбов (тромбоз) – это очень сложный и многофакторный процесс, который может существенно отличаться от нормального, физиологического свёртывания крови (гемостаз). И то, что ведущий смешивает понятия тромбоза и гемостаза, вновь говорит не в его пользу.
И да, у сильно пьющих повышен риск развития тромбов, что, вероятно, связано с тем, что алкоголь в больших дозах тормозит процесс фибринолиза (расщепление фибриновых нитей).
Но всё это мелочи и на основной посыл видео не влияет.
1)Neafsey, E. J., & Collins, M. A. (2011). Moderate alcohol consumption and cognitive risk. Neuropsychiatric disease and treatment, 7, 465.
2)Zhou, Y., Zheng, J., Li, S., Zhou, T., Zhang, P., & Li, H. B. (2016). Alcoholic beverage consumption and chronic diseases. International journal of environmental research and public health, 13(6), 522.
3)Brust, J. (2010). Ethanol and cognition: indirect effects, neurotoxicity and neuroprotection: a review. International journal of environmental research and public health, 7(4), 1540-1557.
4)Mosesson, M. W. (1999, June). Dysfibrinogenemia and thrombosis. In Seminars in thrombosis and hemostasis (Vol. 25, No. 03, pp. 311-319). Copyright© 1999 by Thieme Medical Publishers, Inc.
5)Chabanel, A., Horellou, M. H., Conard, J., & Samama, M. M. (1994). Red blood cell aggregability in patients with a history of leg vein thrombosis: influence of post‐thrombotic treatment. British journal of haematology, 88(1), 174-179.
Вероятно, Вам тяжело было зайти в описание под видео.
Больше интересует про алкоголь )