Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Скажите, уголок потребителя нужно сертифицировать?

Уголок потребителя
  ·   · 2,2 K
Юридическая компания Бизнес-ЮристЪ успешно...  · 20 мар 2020  · bizur.ru

"Уголок потребителя" может быть оформлен в виде информационного стенда либо содержаться в папке в виде правовой информации в доступном для потребителя месте и обязателен для изготовителей, продавцов товаров, исполнителей услуг и т.д.

В "уголке потребителя" должна быть информация о продавце (о государственной регистрации продавца, о виде деятельности продавца, номер лицензии, срок ее действия и т.д.), законодательство о защите прав потребителей и т.д.

Оснащение "уголка потребителя"

В "уголке потребителя" размещается следующая информация, документы и оборудование.

  1. Информация о продавце (исполнителе) (ст. 8, п. п. 1, 2 ст. 9 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55; п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036; п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006):
  • информация о государственной регистрации продавца (исполнителя) и наименовании зарегистрировавшего его органа;
  • фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
  • информация о виде деятельности продавца (исполнителя), если она подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию;
  • номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию, если осуществляемый продавцом (исполнителем) вид деятельности подлежит лицензированию;
  • номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет государственную аккредитацию.
  1. Нормативные акты в сфере защиты прав потребителей - Закон N 2300-1, правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров или оказание услуг, в частности Правила продажи отдельных видов товаров или оказания услуг общественного питания (ст. 3 Закона N 2300-1; п. 9 Правил N 55; п. 10 Правил N 1036; п. 5 Правил N 1006).
  2. Прочее (п. п. 1 - 5 Инструкции, утв. Приказом Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346; п. п. 7, 8 Правил N 55; п. 8 Правил N 1036; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025; пп. "з" п. 11 Правил N 1006):
  • книга жалоб (отзывов) и предложений;
  • измерительное оборудование для проверки покупателем цены, меры и веса приобретенного товара;
  • информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном органе Роспотребнадзора;
  • иная информация в зависимости от сферы деятельности продавца (исполнителя).

При осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца, также необходимо оснащение "уголка потребителя" (п. 3 ст. 9 Закона N 2300-1).

Создавать "уголок потребителя" не требуется при разносной торговле. В этом случае представитель продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце. Личная карточка должна быть заверена подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при ее наличии) (п. 10 Правил N 55).

Возможные действия при отсутствии "уголка потребителя"

Если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует "уголок потребителя" и вы лишены возможности ознакомиться с указанными выше информацией и документами, вы можете предпринять следующее.

  1. Обратитесь к продавцу (исполнителю) с письменным требованием оборудовать "уголок потребителя". В претензии целесообразно указать, какая информация отсутствует в "уголке потребителя" и не доведена до вас.
  2. Подайте жалобу в уполномоченные органы государственной власти или правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Так, вы можете пожаловаться в территориальный орган Роспотребнадзора. Ваша жалоба может послужить основанием для проведения, в частности, внеплановой проверки продавца (исполнителя).

Обращение в орган является в том числе поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении (п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; пп. 1, 3 п. 2, пп. 5 п. 4 ст. 40 Закона N 2300-1; ч. 1 ст. 14.5, ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15, ч. 1 ст. 23.49, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Обратите внимание!

В случае возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также причинения такого вреда вы можете сразу обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, в иных случаях - после предварительного обращения к изготовителю (исполнителю, продавцу) (Информация Роспотребнадзора "О порядке проведения проверок по обращениям граждан в Роспотребнадзор").

Вы вправе направить жалобу в органы прокуратуры, которые также наделены полномочиями по возбуждению производства об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; п. 3 ст. 27 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).

Кроме того, можно обратиться в органы внутренних дел (полицию) при отсутствии "уголка потребителя" при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 14.15, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

  1. Жалобу можно направить также в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые, в свою очередь, могут обратиться в уполномоченные органы государственной власти для проверки факта нарушения и принятия соответствующих мер (абз. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 44, п. 2 ст. 45 Закона N 2300-1).
  2. Если продавец (исполнитель) отказался добровольно удовлетворить вашу претензию или не ответил на ваше обращение, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя. Однако обращения в суд исключительно с требованием оборудовать "уголок потребителя", не связанные с причинением потребителю вреда вследствие непредоставления обязательной информации, на практике не распространены (п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1).

Вместе с тем правом обращения в суд в целях защиты прав отдельных потребителей, а также интересов неопределенной группы потребителей наделены должностные лица Роспотребнадзора, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) (пп. 7 п. 4 ст. 40, абз. 3 ч. 1 ст. 44, п. 2 ст. 45 Закона N 2300-1; п. 4 ст. 27 Закона N 2202-1; ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК РФ; п. п. 16, 20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

Ситуация: Обязателен ли "уголок потребителя"? ("Электронный журнал "Азбука права", 2019) {КонсультантПлюс}

КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРАХ, РАБОТАХ,

УСЛУГАХ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНА ПОТРЕБИТЕЛЮ?

Потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), обеспечивающая возможность их правильного выбора. Содержание данной информации установлено законодательно.

Содержание информации о товарах (работах, услугах)

Потребитель вправе потребовать у изготовителя (исполнителя, продавца) необходимую и достоверную информацию о реализуемых им товарах (работах, услугах) (п. 1 ст. 8 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

В свою очередь изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона N 2300-1; п. 1 ст. 495 ГК РФ).

Такая информация обязательно должна содержать (п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1):

  1. Наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара.
  2. Сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). В отношении продуктов питания потребителю должны быть предоставлены сведения о составе, наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, БАДов, информация о наличии компонентов, полученных с применением ГМО, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.
  3. Цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Обратите внимание!

Продавец не вправе устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от наличной или безналичной формы их оплаты. Однако допустимо предоставление скидок (бонусов и т.п.) с "основной" цены товаров при их оплате электронными средствами платежа, если скидки адресованы неопределенному кругу потребителей (п. 4 ст. 16.1 Закона N 2300-1; Письмо Роспотребнадзора от 22.09.2016 N 01/12735-16-31).

  1. Гарантийный срок, если он установлен.
  2. Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг).
  3. Информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
  4. Срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
  5. Адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
  6. Информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг).
  7. Информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
  8. Указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги).
  9. Указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
  10. Если приобретаемый вами товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), вам должна быть предоставлена информация об этом.

Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров включает сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (п. 3 ст. 10 Закона N 2300-1).

В отношении отдельных видов товаров (работ, услуг) могут быть установлены дополнительные требования к содержанию информации о таких товарах (работах, услугах) (п. 1 ст. 10 Закона N 2300-1).

Злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре недопустимо (п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).

Юридическое обслуживание

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Если у вас остались вопросы запишитесь на консультацию!Перейти на bizur.ru/predprinimatelu/obsluzhivanie-biznesa
Адвокат Ефремов Геннадий Геннадьевич. Опыт работы...  · 7 нояб 2018

Нет, уголок потребителя, как информационный стенд не подлежит обязательной сертификации. К нему законом не установлены даже строгие требования по форме исполнения и содержанию.

Первый
Нет, уголок потребителя не подлежит обязательной сертификации, на этот счет вы можете не переживать. Красивый уголок потребителя у reklama-sever ru/stendi получить можно. Чтобы там всю необходимую информацию без проблем разместить.