Сертификация системы менеджмента качества или СМК в первую очередь нужна самому предприятию. Она позволяет снизить процент брака, оптимизировать целый ряд процессов на предприятии, повысить привлекательность компании и её конкурентоспособность на рынке.
Такая сертификация проводится согласно ISO 9001 2008 года. Это актуальный в настоящем стандарт. В РФ у него есть аналог — ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Если компания производит пищевую продукцию, ей нужно обратить внимание на такой стандарт как ИСО 22000. Он описывает принципы системы ХААСП. А следование стандартам ХААСП в России для предприятий пищевой цепи с 2015 года обязательно. Но чаще всего сертификация СМК — добровольная.
Не все понимают, что собой представляет система менеджмента качества. Вообще это сильно зависит от конкретной организации и от специфики той отрасли, в которой функционирует предприятие.
Но любая система менеджмента качества должна включать в себя следующее:
• грамотно сделанную организационную структуру предприятия;
• документы, которые будут чётко обозначать должностные обязанности, полномочия и компетенции сотрудников;
• описание производственных процессов, а также сопутствующих процедур;
• систему управления, принятия решения;
• налаженную систему взаимодействия между отделами, разными структурными подразделениями;
• систему документооборота.
Создание такой системы и её сертификация возможны на предприятии какого угодно типа. При этом специфика отрасли, особенности организационно-правовой формы фирмы или же её размеры не имеют особого значения. Также внедрение возможно вне зависимости от того, производит ли компания продукцию, оказывает услуги, выполняет ли она работает или делает всё сразу.
Сертификация СМК представляет собой процесс по её внедрению и получению сертификата, который подтвердит как само наличие такой системы, так и её соответствие международным стандартам.
Она выполняется по этапам:
Сначала проводится аудит предприятия. Если система уже есть, она оценивается, описываются имеющиеся недостатки, выдаются рекомендации по устранению. Если системы нет, оценивается потенциал предприятия для её внедрения.
Дальше разрабатывается документация по внедрению системы.
Обучается персонал.
Проводятся организационные и структурные изменения при необходимости.
Внедряется сама система. СМК нужно изучить перед сертификацией на предмет работоспособности.
Выполняется непосредственно сертификация.
Оформляются документы. Данные о том, что компания прошла сертификацию, подаются во все базы.
Процесс может показаться сложным. Но в действительности он проще, чем это выглядит на первый взгляд.